5488

Связанные одной целью

Кто он - типичный молодой алматинец, чем занимается? Гоняет на новенькой иномарке из одного ночного клуба в другой, студент, гопник или толкает тележку на барахолке? Готов ли он выйти на улицу, чтобы защитить свои права, по душе ли ему либеральные ценности Запада? Ответы на эти и другие вопросы искали сотрудники управления молодежной политики акимата южной столицы. Подробности любопытного социологического исследования газете “Время” рассказал начальник этого управления Санжар БОКАЕВ (на снимке).

- На протяжении нескольких лет мы наблюдаем в нашей стране очень высокую динамику внутренней миграции, - начал наш разговор Санжар Бокаев. - Особенно много людей селится в непосредственной близости от Алматы. Впрочем, это несложно объяснить: в мегаполисе легче найти работу, а жилье дешевле арендовать или покупать не в самом городе, а в пригородных поселках. И среди тех, кто решается на переезд поближе к Алматы, высокий процент парней и девушек. У этой категории наших соотечественников нет лишних денег, они берутся практически за любую работу, ищут самое дешевое жилье. Ни о каком культурном досуге и личностном развитии речь не идет - у них просто нет времени и средств на образование и нормальные развлечения.
Как известно, пригородные поселки, в которых проживает большинство вновь прибывших в город казахстанцев, становятся частью Алматы. Соответственно, растет и количество горожан, да и само понятие “алматинец” приобретает новые черты. Поэтому мы и решили провести исследование, определить, как выглядит, чем живет, о чем думает современный молодой алматинец. И результаты нашей работы получились весьма любопытными. Сейчас в мегаполисе проживает даже не две-три, а сразу несколько различных субкультур. И, как мы можем предположить, столь серьезная разница между представителями одного-двух поколений может привести к самым неприятным ситуациям - вплоть до массовых конфликтов.
- Если я правильно понимаю, речь идет о беспорядках, которые произошли на концерте Кайрата НУРТАСА 31 августа прошлого года. Получается, это событие и легло в основу вашего исследования?
- Нет. Те события были стихийными и во многом случились из-за стечения обстоятельств: организаторы мероприятия не позаботились о безопасности, не получили разрешения на проведение подобного шоу, а многие зрители прибыли на концерт, потому что слышали, будто там будут раздавать ценные призы. А вот когда концерт неожиданно закончился, люди пришли в ярость. Это говорит, к сожалению, о низком уровне культуры нашей молодежи, хотя и многие взрослые, попадая под влияние толпы, теряют человеческий облик, становятся неуправляемыми.
Но мы начинали свое исследование не в связи с сорванным концертом и беспорядками. Перед нами, повторюсь, стояла вполне конкретная задача: выяснить, каков он, сегодняшний молодой алматинец - и тот, что живет в хорошем районе, учится в университете и ездит на личном автомобиле, и другой, кому приходится много трудиться, чтобы заработать хотя бы на еду. Совершенно логично, что город расширяет свои границы. Уже давно было ясно, что властям Алматинской области достаточно сложно контролировать ситуацию в своих населенных пунктах, что примыкают к Алматы. Это касается и чрезвычайных происшествий, и работы общественного транспорта, и оперативной медицинской помощи, и многого другого. Сейчас городу передано около 28 тысяч гектаров территории, на которой проживают порядка 100 тысяч человек. Расширяются не только географические границы, но и границы идеологические. И мы должны знать, с кем нам предстоит работать. Поэтому социологический опрос был проведен как среди тех, кто живет в городе, так и среди тех, кто оказался в городе в результате реформы.
- И насколько разными оказались представители нового и старого Алматы?
- Очень разными. Первое, что бросается в глаза, - уровень доходов и расходов. 53 процента студентов алматинских вузов удовлетворены своим материальным положением. И только 13 процентов их сверстников с окраин города считают, что живут нормально. Отсюда вытекают другие различия, которые в итоге выливаются в разный образ жизни, который ведут две разные субкультуры. И в этом скрываются как угрозы, так и положительные моменты. К примеру, если каждый четвертый из алматинских студентов считает, что за основу мировоззрения можно взять идеалы Запада, то рабочая молодежь с окраин предпочитает социальное равенство, идеалы советского времени, и они чаще говорят о том, что у народа Казахстана свой путь. В целом “новые” алматинцы более патриотичны, но в то же время среди них больше тех, кто готов выйти на улицы, защищая свои права. По крайней мере, 72 процента опрошенных считают, что имеют активную жизненную позицию. А вот среди студентов таковых всего 35 процентов. При этом жители приграничных поселков совершенно аполитичны - среди них единицы знают названия оппозиционных политических партий или фамилии политиков, интересуются этой сферой жизни всего 9 процентов.
Интересно было узнать, как две эти группы относятся к нетрадиционным религиозным течениям. Учащиеся вузов считают, что жертвами сект становятся те, кто легко поддается манипуляциям, психологическому давлению и так далее. На окраинах ребята смотрят на этот вопрос более прагматично - многие уверены, что стать религиозным экстремистом человека заставляет тяжелое экономическое положение.
Мы задавали и вопросы, касающиеся отношения к сексуальным меньшинствам. На окраинах гомосексуализм воспринимают крайне отрицательно, а среди коренной молодежи города есть определенный процент тех, кто не осуждает однополую любовь.
Одним словом, молодых алматинцев условно можно разделить на две группы - одна более прогрессивная и либеральная, другая более патриотичная, но при этом более агрессивная. Теперь, когда мы имеем на руках столь интерес­ный анализ, необходимо понять, как мы можем объединить лучшие качества двух субкультур.
- Раньше социальная граница мегаполиса проходила по проспекту Абая: те, кто жил выше него, считались богаче и успешнее. Сейчас говорят, что разделение проходит по проспекту Аль-Фараби. А вы по результатам своего исследования определили, где пролегает этот “водораз­дел”?
- Эти границы очень условны. Выше проспекта Аль-Фараби также достаточно присоединенных территорий, где проживают не самые богатые люди. Хотя, бе­зусловно, наименее защищенные слои населения сейчас оказались ниже проспекта Райымбека. И в том числе это те самые поселки, которые только начали присоединять к Алматы. Понимая это, мы должны правильно выстраивать идеологическую работу в этих районах. В первую очередь речь идет о развитии инфраструктуры, строительстве дорог, школ, спортивных и культурных объектов. Алматы тратит большую часть бюджета на благоустройство и комфорт горожан. И присоединенные земли не должны отставать в своем развитии. Обратите внимание, как за последние годы преобразился Алатауский район города. Сколько проблем там было раньше: самозахват земель, акции протеста, полное отсутствие каких-либо условий для проживания. Однако люди приезжали и селились там - пусть без документов, на птичьих правах, лишь бы в Алматы. Ахметжану ЕСИМОВУ удалось навести там порядок. Я думаю, и на новых присоединенных землях все проблемы со временем будут решены.


Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть