Казахские не сдаются
В Алматы открылась выставка Куаныша БАЗАРГАЛИЕВА (на снимке) “Когда все люди были казахскими”. Название предполагает не вопрос, а ответ -после знакомства с выставкой становится совершенно очевидно, что люди казахскими были (и будут ) всегда.
Базаргалиев выступает в роли антиутописта, описывающего постапокалиптический мир, и еще никогда картина будущего мира не была такой ласкающей взор простого казахского обывателя. С прошлым, как известно, мы разбираемся достаточно плодотворно (и осталось только настоящее, но его исправление - задача слишком элементарная и скучная для современников).
Концептуально экспозиция начинается с восьмистраничного повествования, описывающего ситуацию после нового Всемирного потопа: “Из одиннадцатимиллиардного населения земли в живых осталось, по неточным подсчетам, не более десяти миллионов жителей Казахстана и Центральной Азии, территория которой, по удачному географическому расположению, находилась в самом центре самого крупного материка. Эта территория пострадала меньше всего, хотя и понесла огромный, непоправимый человеческий и материальный урон”.
Волны беженцев со всего мира остались на казахской земле, чтобы жить, работать, рожать детей и между делом писать картины - именно из этих шедевров Куаныш и собрал свою выставку. На ней можно увидеть работы Жомарта Баскиятова (Жан Мишель Баския), Рема Боратова (Рембрандт), Олжаса Ануара (Огюст Ренуар) и многих других известных мастеров не то прошлого, не то будущего. Степные черты так и лезут в лицах, изображенных на полотнах, и в общем придают им не достижимое прежде Рембрандтом и Ренуаром благородство. Все то, чего вам так не хватало в картинах европейских мастеров, теперь там появилось (ну, кроме Байтерека). Человечеству откровенно повезло!
Посетители выставки разделились на три типа: одни гоготали в голос, другие застенчиво и непонимающе улыбались, а третьи тихо ретировались. Гоготали, разумеется, те, кто принял концепт Базаргалиева за откровенный стеб над современной мифологизацией прошлого, и это было им смешно. А ретировались те, кто понял так же, но от этого им стало грустно. Поэтому вопрос Куанышу буквально сам напросился:
- Вас еще не обвиняли в надсмехательстве над казахским народом?
- Я сегодня получил точно такой же вопрос, и мне удивительно, почему он возник! Моя задача - обратить внимание на то, что мы забыли свою историю, что надо изучать свое прошлое, корни. Я просто выбрал провокационную манеру, для того чтобы казахи задумались над тем, кто они и откуда. Ведь для народа в истории еще очень много белых пятен.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы