13137

Думки о насущном

Мужчина помыл ноги перед намазом в детской раковине в туалете алматинского гипермолла. Как на это реагировать?

Думки о насущном
Фото: Facebook / Серік Абас-шах

Фотографию мусульманина, омывающего ступни в раковине, разместили в соцсетях. Публика по обыкновению разделилась на два лагеря. Одни не видят в этом ничего предосудительного, поскольку в исламе омовение является обязательной процедурой перед молитвой, а другого способа очиститься, кроме как засунуть ноги в умывальник, в этом магазине нет. Другие считают, что подобное использование детского рукомойника - мракобесие и нарушение санитарных норм.

Скандал стал так раздуваться, что свою точку зрения на вопрос решило высказать Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК). В комментарии порталу tengrinews.kz пресс-секретарь организации Агабек КОНАРБАЙУЛЫ заявил: “Мы считаем поступок мужчины с точки зрения этики и культуры неправильным. В Казахстане проживают представители разных национальностей и религий. И к ним нужно относиться с уважением. С другой стороны, автор поста должен был на месте решить с ним вопрос. А после публикации в социальной сети некоторые поддерживают человека, который омывал ноги, другие критикуют его. Пользователи, не зная друг друга, высказывают нелицеприятные вещи друг другу. Мусульманин - тот человек, который не должен приносить вред другим людям и окружающей среде”.
Как ни странно, никто не попросил высказаться на эту тему главного санитарного врача страны. Хотя сам инцидент, если его отделить от религиозной плоскости, сугубо гигиенический. И комментировать его должны не духовные лица, а представители санитарных служб. Ведь несмотря на то, что сторонники упомянутого мужчины утверждают, что от пятикратного мытья ноги мусульман чище, чем лица других казахстанцев, ноги от этого не перестали быть ногами.
С другой стороны, раздражение практикующих мусульман тоже можно понять. С тех пор как в стране начали закрывать незарегистрированные молельные помещения и судить людей за их открытие, правоверные начали чувствовать себя ущемленными в правах. Запрет на ношение хиджаба в школах, особенно остро проявивший себя в Актобе, подлил масла в огонь. Хотя в Европе запрет на покрытие головы и лица в образовательных учреждениях сразу был деритуализирован и отделен от религии. Там вообще никому нельзя закрывать голову, независимо от вероисповедания.
Европейские мусульмане выступали против законов, судились в разных государствах Старого Света, но теперь, судя по всему, приняли правила игры стран проживания. Потому что принимать правила легче, когда они есть и строго соблюдаются. Даже если ты с ними не согласен.
В 2015 году австралийские СМИ облетела история с Мухаммедом Файсалом, 20-летним студентом по обмену. Парень подрабатывал в магазине и мыл ноги в раковине служебного туалета перед намазом. За этим занятием его застал шеф. После чего на двери туалета появилась картинка с перечеркнутым человеком, опустившим свои ноги в умывальник. Мухаммед обратился в газеты, потому что счел изображение расистским и нарушающим его право на свободу вероисповедания. Как ни странно, менеджер здания поддержал его позицию, и картинку убрали. Сам Мухаммед заявил, что мыть ноги в общей раковине его заставила нужда - он всегда делал это на полу со сливным отверстием, но в тот день пол был грязным.
Важнее всего в этой истории то, что Мохаммед сам пошел к журналистам рассказать о своей позиции. И что он не считает мытье ног в общей раковине правильным. Кстати, того же мнения и его братья по вероисповеданию: англоязычные форумы мусульман обсуждают проблему омовения в общественных местах, и все сходятся на том, что мыть ноги в публичном умывальнике нехорошо, поскольку это нарушает стандарты цивилизованного общества.
В нашем случае мнение мужчины - героя скандала никому неизвестно. И более того, кажется, никому неинтересно. Хотя послушать, почему он так поступил, было бы как минимум любопытно. Должна же быть какая-то мотивация у человека. Особенно если учитывать тот факт, что гипермолл тоже прокомментировал инцидент и заявил, что в здании есть как молельня, так и умывальня для исповедующих ислам.
То есть проблема у нас не в том, что мужчина помыл ноги в детской раковине, а в том, что нет внятного регламента относительно того, можно ли в Казах­стане так поступать или нет. Мы можем предположить, исходя из общественной практики, что нельзя. Но если нет другого способа совершить омовение, то что делать?
Хорошо было бы собрать всех: этого мусульманина, администрацию здания, представителей власти, официальных духовных лиц. Сделать открытую дискуссию, расставить все точки над “i”, чтобы привести проблему к одному знаменателю. И даже если все скажут, что ноги мыть в умывальниках можно на всей территории страны и в любых публичных местах, это будет лучше, чем сейчас. Хоть какая-то определенность...

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть