Авария - дочь мента
Почему жесткие депутатские запросы главе МВД никак не поменяют статистику смертности на дорогах страны
В последнее время тема ДТП в нашей стране напоминает движение по встречной полосе: крутые виражи уголовных дел и столкновение самых противоречивых мнений. Если два года назад общественность была возмущена похождениями Максата УСЕНОВА, который отделался легким испугом с примирением сторон, то после ужесточения законодательства знаменитый на весь мир писатель готов простить Малику МУХИТОВУ, виновную в гибели его внука Искандера СУЛЕЙМЕНОВА. И в это же время в бой с беспределом на дорогах вступают депутаты от партии власти, требующие от МВД “рассмотреть”, “ужесточить” и “пересмотреть”. А сама полиция докладывает, что средняя скорость на трех главных транспортных артериях Алматы снижена с 80 до 60 километров в час, утверждая: “Снижение скоростного режима на дорогах Нью-Йорка, Лондона и других мировых мегаполисов сделало дороги в этих городах одними из самых безопасных в мире как для пешеходов, так и для автомобилистов и спасло десятки жизней”. Хотя всем понятно, что мировой опыт - это не для нас. У нас свой путь, точнее, своя дорога, на которой действуют другие правила, отличающиеся от тех, что прописаны в ПДД. Об этом и размышляет обозреватель газеты “Время”.
В журналистике есть несколько примеров заезженных сравнений, которые сто лет назад еще кого-то впечатляли, а потом от бесконечного использования превратились в беспомощные трюизмы. Например, если вы пишете о ветеране Великой Отечественной, которого сейчас обижают, то достаточно сказать, что “ветеран на фронте всех победил, а теперь воюет с теми, кому подарил мирное небо над головой”, и статья будет безнадежно испорчена.
Или вот депутат от фракции партии “Нур Отан” Павел КАЗАНЦЕВ озвучил запрос в МВД, не преминув отметить: “В мирное время гибнут люди, как в военное время (по данным мажилисмена, за 2018 год в ДТП погибли более 2 тысяч человек, получили увечья свыше 20 тысяч человек. - Т. Б.) . Как следует из открытых источников, это несоизмеримо больше, чем потери казахстанцев в течение 10 лет боевых действий в Афганистане. Следует отметить, что около 70 процентов от общего количества пострадавших составляют лица трудоспособного возраста. Большая часть людей, пострадавших в ДТП, впоследствии становятся инвалидами. Государству наносится ущерб в миллиарды тенге. Человеческие страдания вообще не поддаются исчислению”.
Сравнение смертности на казахстанских дорогах с военными действиями тоже та еще банальность, которая никого уже не заводит. А главное - не меняет сути. Никто, включая уважаемых депутатов, не идет дальше сравнений сколь броских, столь же и бессмысленных. Почему? Потому что если продолжить логические изыскания в этом направлении, то возникает много вопросов: с кем война? когда началась? кто побеждает? когда закончится?
По данным полицейского ведомства, львиная доля ДТП (72 процента) происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Вроде бы все понятно: как всегда, виноваты водители. И утверждение о том, что если все будут ездить по правилам, то аварий станет на порядок меньше, вряд ли кто-то возьмется оспаривать.
Но почему водители идут на нарушения? Потому что понимают, что любой случай несоблюдения ПДД не повлечет за собой серьезного, а главное, неотвратимого наказания со стороны государства. Все упирается в сумму, за которую можно развести, если не повезет быть пойманным - и только.
В результате сложилась парадоксальная ситуация. При одном из самых высоких показателей численности полицейских на душу цивильного населения и постоянном увеличении количества видеокамер и скоростемеров на всех дорогах и направлениях уровень ДТП (равно как и смертности) не собирается снижаться. Налицо логическая неувязка: чем больше полиции, тем, по идее должно быть меньше аварий. А не наоборот. Спрашивается: что пошло не так?
Может быть, все дело не только в том, что кто-то очень плохо ездит, но еще и в том, что кто-то другой, по долгу службы обязанный следить за порядком на дорогах, очень плохо справляется с этими обязанностями?
И это совсем не заезженная журналистская риторика. Ведь, как утверждает депутат Казанцев, за 28 лет мы потеряли на дорогах почти 80 тысяч человек, при этом число пострадавших составляет полмиллиона. И с этим надо что-то делать! Правда, делая верные посылы, мажилисмен, кажется, выбрал для них неправильное направление и не того адресата.
“Поводом для депутатского запроса являются участившиеся случаи дорожно-транспортных происшествий по стране, связанные со смертельными исходами и травмированием наших сограждан, - заявил он, оглашая коллективный запрос своих коллег-нуротановцев. - Считаем необходимым МВД принять меры: комплексно рассмотреть сложившееся положение дел с привлечением общественности и независимого экспертного сообщества, ужесточить требования к обучающим организациям, сдаче экзаменов и процедурам получения водительских удостоверений, совместно с местными исполнительными органами пересмотреть подходы к организации перевозок пассажиров, в том числе, что очень важно, с обучением водителей контраварийному вождению”.
В общем, нужно искоренить проституцию силами самого борделя. Это, кстати, тоже трюизм, но тут он, на мой взгляд, очень уместен. Почему? Да потому, что МВД и есть основная причина высокой аварийности и смертности, с чем ему предлагают бороться. Любой мальчик-мажор охотно согласится даже попотеть на экзамене, чтобы получить водительское удостоверение. Зато он будет уверен: за взятку (или за один звонок могущественному папе) права можно оставить себе при любом нарушении. Никакие измененные правила перевозок пассажиров не помогут до тех пор, пока техосмотры можно будет покупать, а у водителей междугородних лайнеров будет в ходу регулярная такса, которую они оставляют дорожным полицейским. И курсы контраварийного вождения не спасут человека от искушения сесть пьяным за руль, поскольку он знает: у нас в случае чего можно развести все, что угодно.
О чем вообще можно говорить, если сам сотрудник МВД врезается на машине в ворота администрации президента в самом центре столицы?!
Разумеется, нет сомнений: министр внутренних дел как-то отреагирует на запрос правящей партии. Даже, возможно, начнут принимать меры: краткосрочное закручивание гаек в отношении водителей и столь любимые полицейскими отработки. Не исключено, что и статистика улучшится. Что даст возможность испытать чувство глубокого удовлетворения как министру, так и депутатам.
...Недавно мне довелось побывать в Алматинской областной клинической больнице. Палаты переполнены, пациенты лежат едва ли не в коридорах. Причем, как сказал один из врачей, 80 процентов поступивших попали в ДТП. На вопрос, неужели все так плохо, ведь статистика за последние годы вроде улучшается, хирург мрачно усмехнулся: “Вы в статистику верите? Ну тогда вам не к врачу, а к знахарю...”
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы