3139

Чем мотивируете?

Какие книги стоит читать детдомовцам в современном Казахстане

Воспитанник павлодарского детского дома Даулетхан АКАНОВ встретился с мамой на российском песенном конкурсе “Ты супер!”. Его мать восстановили в родительских правах - не в последнюю очередь, видимо, из-за участия Даулетхана в конкурсе. Теперь у него и двоих его братьев должна начаться новая жизнь.
А что делать тем детдомовцам, которые не поют, не танцуют, не... ну в общем, не супер? Ответ неожиданно нашли в отечественных надзорных органах. Да какой!
В прошлом году прокурор Экибас­туза Берик АДАМОВ, вдохновленный призывами тогдашнего генпрокурора Жакипа АСАНОВА, подарил воспитанникам местного детского дома набор книг. Это была мотивационная и бизнес-литература, в частности “7 навыков высокоэффективных людей” Стивена Р. КОВИ, “Принцип 80/20” Ричарда КОХА, “Общайся так, чтобы тебя слышали, слушали и слушались!” Дейла КАРНЕГИ и Наполеона ХИЛЛА, “Психология влияния” Роберта ЧАЛДИНИ и так далее. Адамов подчеркнул, что эти издания произвели на него неизгладимое впечатление, помогли изменить жизнь, и он надеется, что книги возымеют такое же действие в отношении детей-сирот.
С тех пор г-н Адамов пошел в гору (а точнее, в горы) - на долж­ность заместителя прокурора Алматы. Не иначе, книги помогли молодому стражу закона выстроить правильную линию поведения в общении с высокоэффективными людьми. А может быть, дело не в книгах, а в неких тайных пружинах... Впрочем, о них нам неведомо, поэтому остается лишь воздать должное начитанности нашего героя. Что до детдомовцев, они действительно могут вдохновляться и ориентироваться на дары Адамова, коль именно они двигают его вперед. Правда, есть одно “но”.
Раньше вся выпускаемая литература строго регламентировалась по возрасту и типу читателя: детская, детско-юношеская, для внеклассного чтения, для преподавательского состава и так далее. Сейчас такого формального разделения нет. Но осталось и никуда не пропадет разделение психологическое. Детям, как правило, малоинтересны книги для зрелой аудитории, равно как, например, фильмы БЕРГМАНА про раскаяние перед лицом старости. Это не их мир, не их проблематика. Они об этом ничего не знают. По понятным причинам.
А все мотивационные книги рассчитаны как раз на взрослых, более того, в известном смысле “профессиональных” взрослых. Тех, кто уже перешел порог первых кризисов самоопределения и пытается найти новое место в этой юдоли слез. Что может дать ребенку такой, к примеру, пассаж из Чалдини: “Крупное вознаграждение - один из видов внешнего давления. Оно может заставить нас совершить определенное действие, но не принудит принять на себя внутреннюю ответственность за свой поступок. Следовательно, мы не будем чувствовать себя связанными обязательством. То же справедливо в отношении сильной угрозы: от страха мы можем немедленно уступить, но при этом вряд ли возьмем на себя какое-то серьезное, долгосрочное обязательство”?
Поэтому давайте скажем прямо: такие книги для детей как минимум бесполезны, а возможно, и вредны. Ведь человек в отличие от многих животных рождается с недоразвитым мозгом. Головной мозг его формируется вплоть до совершеннолетия, а о поступительном формировании эмоциональной зрелости можно говорить только по достижении 21-летнего возраста. Дети не могут принимать понятийный мир взрослых, да и не должны принимать. Для них существуют специальные методики научения: яркие рисунки, упрощенная лексика и так далее. Даже в подростковом возрасте, когда мозг в целом уже сформирован, человек воспринимает мир не так, как 10 или 20 лет спустя.
На Западе никто не сует детям мотивационные книжки. Зато там проводят исследования художественной литературы и устанавливают, что чтение “Гарри Поттера” Джоан РОУЛИНГ способствует повышению толерантности и эмпатичности детей. Те, кто читал про прик­лючения юного волшебника из Хогвартса, проявляют больше терпимости и доброжелательности к другим людям, чем те, кто не читал. Впрочем, это касается не только “Гарри Поттера”, любое чтение подходящей по возрасту хорошей литературы помогает формированию полноценной личности.
Но, разумеется, одними книгами сыт не будешь. Психоневролог Кайя НОРДЕНГЕН пишет: “И воспитание, и поведение ролевых моделей вызывают изменения в мозге ребенка. Дети смотрят и обучаются. К сожалению, дети, подвергавшиеся жестокому обращению, с большей долей вероятности вырастут жестокими. Дети, имеющие религиозных друзей, могут тоже стать религиозными. Дети, выросшие в доме, где царят взаимопонимание и уважение, скорее всего, сами будут иметь развитую способность к эмпатии”.
Всем известно, насколько жестокими выходят дети из детдомов, и всем известно почему. Не случайно общественный активист Аружан САИН уже несколько лет бьется за закрытие приютов. Это атавизм военного времени с полу­тюремным режимом, за который государство отчего-то до сих пор цепляется. Хотя в той же стране очереди на усыновление.
Так вот, книги, которые читает прокурор-карьерист из благополучной семьи, априори не подходят воспитанникам детдомов. Им нужны не “7 навыков эффективных людей”, а тот же “Гарри Поттер”, сказки об Алпамысе и Ер-Тостике, Джек ЛОНДОН и Эрих-Мария РЕМАРК. А еще нужны любящая семья, хорошее питание, доброжелательная среда и надежда на лучшую жизнь.
Эффективные менеджеры, пусть даже из прокуратуры, должны об этом знать.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть