Абай - это наше всё?!
Что показала история с мальчиком из Южного Казахстана
Несколько дней подряд новостные порталы и социальные сети разрывали апдейты на одну и ту же тему. По заявлению пожилой женщины из поселка Абая, несколько школьников совершали насильственные действия сексуального характера над ее семилетним внуком на протяжении долгого времени. Бабушка мальчика обратилась в полицию, но там ее заявление не приняли, и она пошла за помощью в СМИ.
Новость об издевательствах над ребенком, едва появившись, вызвала информационный шторм. Новые данные, как сводки с места боевых действий, появлялись едва ли не каждый час, мгновенно обрастая подробностями, слухами, интерпретациями. Сочувствующие разделились на несколько лагерей. Одни не верили властям, другие - общественникам, третьи - вообще никому.
Как водится, нашлись и те, кто пытался откровенно заработать очки на трагедии, то обещая купить матери ребенка квартиру, то призывая отправить в отставку детского омбудсмена Загипу БАЛИЕВУ. За криками начал теряться здравый смысл. Дело ведь не в квартире - нельзя все проблемы решить дармовой жилплощадью, хотя именно такие попытки у нас предпринимают, забывая об одном: пробелы в образовании и глубина нравственной деградации измеряются далеко не квадратными метрами...
И даже не в Балиевой дело. Она в данном контексте фигура номинативная. Никто же не думает всерьез, что у нас в стране не соблюдаются права граждан, потому что уполномоченный по правам человека (ребенка, предпринимателя и т. д.) плохо работает. Это отдельные деревья, за которыми никто не хочет видеть леса. История в ЮКО высветила не частные, а системные и институциональные проблемы не только региона, но и страны. Хотя “высветила” - это, наверное, громко сказано. Все и так раньше знали, что в стране происходит. Просто история с мальчиком какая-то совсем уж вопиющая и очень показательная. Она отчетливо демонстрирует уровень разложения нравственности, которого наше общество достигло за 20 с лишним лет постоянного улучшения качества материальной жизни. Как будто кто-то скрывал долгое время гнойные нарывы под роскошной одеждой, пока самый большой свищ не вылез вдруг из-за кружевного воротничка...
Вообще-то, факты свидетельствуют: в аулах насиловали мальчиков и раньше. Просто это не вызывало особого удивления и отторжения.
Наверное, именно поэтому все (ну или почти все) национал-патриоты, не говоря уже о защитниках морали, не стали никак высказываться по этому дикому случаю. Те самые уятмены, что единым фронтом выступают против нравственного падения нации, считая короткие юбки казашек основной угрозой моральному здоровью нации, предпочли мальчика из ЮКО стыдливо “не заметить”. Что совсем неудивительно для нашей экосистемы, в которой обнажение ног считается преступлением, а насилие над мальчиками... На детей у нас покушались и раньше, а вот мини в степи отродясь не было... Насилие над ребенком - плохо, но привычно (плавали, знаем). А вот юбчонка с фиговый листок не просто чужеродная мода, гораздо хуже - уят!
Аграрий из ЮКО Бахытжан КОПБАЕВ разместил в Фейсбуке пост, в котором взглянул на ситуацию в поселке Абае глазами аборигена. По его словам, мужчины в этом южном регионе всегда хвастались, что “трахали друг друга еще в детстве”, и потому, мол, такое никого из местных не удивляет. Больше того, автор поста, по его словам, не удивится, если станет известно: подобное пережили и сами насильники, и те, кто по долгу службы был обязан принять заявление от бабушки мальчика, но не сделал этого... Заканчивает свой текст Копбаев признанием: он ощущает вину за то, что происходило и происходит в Абае.
Автор поста, безусловно, имеет право чувствовать себя виноватым. Как и все мы. Но при этом не надо забывать, что живем мы в государстве, которое провозгласило себя светским. А школа - это не герметичная система католического священничества, в которой отцы-настоятели годами могут совращать несовершеннолетних, прежде чем кто-то в миру об этом узнает. В школе есть (должен быть!) психолог, в школу приходят (обязаны приходить!) инспекторы по делам несовершеннолетних для профилактики преступлений среди школьников.
...Сегодня прокуроры, правозащитники и просто сторонние наблюдатели задаются вопросом: почему полиция не приняла прямое заявление из рук бабушки? А почему эта самая полиция по всей стране не принимает сотни, тысячи других заявлений? Поводы, конечно, могут быть не столь значительными, но суть-то не меняется! Случай в поселке Абае - своего рода пантограф. Это, если кто не знает, такой прибор: он увеличивает чертеж, переносит его в увеличенном размере, но при этом не меняет сути - принципиальная схема остается неизменной.
В Абае школьники извращенно издевались над учащимся младшего класса. И именно это увеличение масштаба - доведение ситуации до критического размера - обратило на нее внимание всего общества. В то же время вокруг так же продолжают насиловать женщин, избивать слабых, сбивать на машинах пешеходов, нарушать законы... И нам, как тем жителям Абая, остается лишь констатировать: да, есть такое, да, обидно. Но ведь так всегда было! Менты кошмарили и избивали задержанных в 80-х, судьи брали взятки в 90-х...
Таковы традиции, господа...
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы