Про вето, или за кого выходить замуж казашкам?
В стране новый прогрессивный тренд: мужчины-казахи нападают на женщин-казашек, замеченных в паре с представителями других национальностей, и записывают на видео гневные отповеди в их адрес. Содержание претензий не отличается оригинальностью и крутится вокруг одного и того же: почему ты не с казахом? зачем тебе этот турок, азербайджанец, индус?.. Нужное вписать. Иногда дело доходит даже до легкого физического воздействия на девушек, чтобы те осознали всю серьезность ситуации.
Стычки эти похожи на сцены, которые ревнивые мужчины устраивают своим пассиям, но с одним радикальным отличием. Отбивая возлюбленную, ревнивец ратует за себя, он играет в свою пользу, и понятно, что тут к чему. А когда мужчина просто так пытается отвадить женщину от иностранца, то выступает не от своего лица (он же не предлагает отбитой даме тут же жениться на ней), а от имени некоего гипотетического сородича. Который, судя по легенде, остро нуждается именно в этой конкретной представительнице прекрасного пола, имеющей счастье принадлежать к не менее прекрасной нации.
Не совсем понятно, конечно, о каком именно сородиче речь. Но задача сформулирована и поставлена так, будто респондент реально существует, а иностранцы обкрадывают его и заодно - будущий генофонд этноса, заводя отношения с потенциальной девушкой казахского жигита.
Но где сам жигит? Судя по постановке вопроса, девушка должна его отыскать самостоятельно, чтобы потом совместно с ним не дать обрушиться священным генам. Ну а если не найдет? Тогда останется старой девой. Что поделать, эволюция - жестокая вещь. Выживают сильнейшие.
Есть и другая точка зрения, согласно которой казахским мужчинам обидно не за себя и даже не за того парня, а за всю нацию в целом.
Культурологи пишут, что выпестованный веками степной патернализм подразумевает теплую опеку мужчин над девушками. И что существует некий кодекс, согласно которому каждый казах как бы считает всех казашек младше себя сестренками, а все лица женского пола держат мужчин за аѓай и видят в их лице опору и надежду. В известном смысле так оно и есть: иерархические и социальные связи у казахов кажутся совершенно иными, чем, например, у русских. Чувство землячества, распространенное на этнос. Хотя, скажем, в произведениях Михаила Шолохова тоже присутствует нота примерно той же тональности в отношениях между людьми. Так что, возможно, дело вовсе не в нации. Тем более что на благородном ристалище битвы за собственный генофонд мы далеко не первые.
Точно такая же ситуация - буквально один в один - сейчас сформировалась у братского киргизского народа. В прошлом году в центре Бишкека кирзиз ударил киргизку за то, что она шла под руку с афганцем. Неформальный запрет на браки с иностранцами существует в Туркменистане. А вот в Таджикистане это вето законное, из-за чего ООН даже обратилась к властям страны с рекомендацией его снять. Похожие новости приходят и из далеко не родственной нам Ливии. Объединяет все эти новости, пожалуй, единственное: это не очень развитые государства.
Схожа и риторика “геноактивистов” разных стран. Все они говорят о том, что женщина - основа нации, а браки с иностранцами размывают генофонд. При этом с терминологией много непонятного. Если казашка выйдет замуж за местного русского, генофонд размоется или нет? А если это будет этнический казах с австралийским паспортом? Кем будут дети самого молодого депутата мажилиса Геннадия ШИПОВСКИХ, который женился на казашке?
Слабую теоретическую подготовку патриотов выдает и базовая артикуляция, возлагающая ответственность за чистоту нации на женский пол и идущая вразрез - как ни странно - с многовековыми традициями нации. Ведь это у евреев принято определять национальность по матери, а казахи всегда записывались по отцу. Озабоченность, видимо, вызывает тот факт, что казашка не родит от того же афганца настоящего казаха. Но такой вопрос спокойно решается добором недостающей популяции через браки самих казахов с представительницами других этносов. Причем механизм давно отработан исторически. Великие казахские ханы и батыры брали в жены джунгарок, а половина руководителей “Алаш Орды” женились на русских девушках. Да что там ханы и алашевцы - сам Жолбарыс Сейфуллин взял в супруги русскую красавицу Екатерину!
Проблема схожа с вечным вопросом поддержки отечественного производителя. Когда в США только появился “лексус”, американские автоконцерны пытались играть на чувстве патриотизма, организовывая рекламные кампании под лозунгами “Американцам - американское”. Но “лексусы” были надежнее, комфортнее и дешевле, и в конце концов между американским и лучшим жители Штатов выбрали лучшее. Оставаясь при этом американцами, патриотами и приверженцами свободы. Повысить конкурентоспособность “понтиаков” можно, конечно, было запретом на покупку “лексусов”, но это пошло бы вразрез принципам свободы выбора и рыночной конкуренции. Поэтому местным автопроизводителям пришлось приспосабливаться: делать машины лучше, дешевле, качественнее. Тот, кто этого не смог, сгинул...
Так что казашкам вообще всем повально надо начинать выходить замуж за иностранцев, чтобы местные жигиты наконец-то увидели: все самое лучшее расходится у них под носом, а они ничего не могут поделать. А увидев, поняли: казахским мужчинам, вместо того чтобы пытаться что-то запретить казахским женщинам, нужно повышать собственную конкурентоспособность - становиться образованнее, сильнее, богаче. История не любит слабых. Вернее, она их просто не помнит.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы