9897

Угол Байзаковой

Как инстаграмщицы грудью встают на защиту демократических ценностей

Феномен Ким КАРДАШЬЯН, когда человек знаменит только тем, что знаменит, докатился и до Казахстана. Блогерша Айжан БАЙЗАКОВА (на снимке) вызвала скандал республиканского масштаба, раздев девушек в ночном клубе.

Заурядное, по сути, событие, заснятое на видео и опубликованное в Сети, вызвало мощный резонанс. Такой, что Байзакову осудили за мелкое хулиганство и заключили под стражу на трое суток. Выйдя на свободу (в контексте ситуации выражение звучит излишне пафосно, но факт есть факт, а какая страна - такая и Анжела ДЭВИС), блогерша заявила, что в неволе “много думала” и ей “есть что сказать”. Хотя ранее все привыкли к тому, что ей есть что показать.
Собственники заведения, в котором все произошло, поспешили принести свои извинения. А позже клуб вообще был закрыт. Закрытию способствовало уже другое видео, где группа решительно настроенных молодых людей заявила, что впредь будет совершать рейды по злачным заведениям и пресекать любые попытки расшатывания нравственности, которая то ли так слаба, что ее можно расшатать одним обнажением, то ли так сильна, что не терпит посягательств на себя.
Как обычно в таких случаях, общественность разделилась на две группы. Первая осуждает Байзакову и поддерживает стражей морали. Вторая утверждает, что любая личность вольна делать все, что угодно, пока это не касается свободы другой личности. Вопрос, задевают ли раскованные казашки своим поведением чью-то неприкосновенность и нежные свободолюбивые чувства, едва ли не теологический. А следовательно, неисчерпаемый.
Один из пунктов непрекращающейся общественной полемики в США - отношение государства и социума к публичной эротике. Еще со времен Ларри ФЛИНТА вопрос о том, почему в кинофильмах при идентичном возрастном рейтинге спокойно допускаются сцены насилия, но блокируются эротические эпизоды, тысячу раз обсуждался и муссировался. Одна из точек зрения гласит: фривольные сцены пагубнее сказываются на неокрепших умах, чем насилие, потому что изощренные убийства и издевательства дети видят воочию на порядок реже, чем секс, поэтому у детей и подростков не возникнет желания их повторять. Ребенку проще объяснить, что дядя с пистолетом плохой. Тетя с голыми сисями поддается дешифровке гораз­до труднее - это любой родитель знает.
Парадокс в том, что в результате на ситуацию гораздо сильнее повлияла не общественная дискуссия, а рынок. Если точнее, фактор Wallmart. Дело в том, что в этой крупнейшей американской сети супермаркетов свободно продавались диски с фильмами. А мамаши, которые приходили в магазин за покупками, в том числе и с детьми, не очень хотели видеть на полках обложки с голыми красотками и двусмысленными надписями. В итоге с 90-х годов количество постельных сцен в голливудском мейнстриме постепенно сошло на нет. Секс, который до этого всегда продавал, продавать перестал. За исключением особых рыночных ниш, естественно.
Но в современном Казахстане секс продает, и тенденция только нарастает. За кино присматривает государство, там особо не разгуляешься. Зато в Интернете - рай. Помимо Байзаковой существует уже целая когорта девиц различной степени раскрепощенности, которые не покладая рук делают рискованные фото и выкладывают в Инстаграм. Количество подписчиков неумолимо растет, а вслед за подписчиками приходят рекламодатели. Скандал с раздеванием и арестом только добавил той же Байзаковой популярности - о ней узнали даже те, кто узнавать не собирался. Не очень понятно, как защитники нравственности угомонят всех казахстанок, которые вдруг решили дистанционно заработать на собственном теле, пользуясь преимуществом высоких технологий.
Надо сказать, что со стороны иногда кажется, будто уятмены побеждают и страна все больше погружается в некий этический архаизм. Но сила действия опять равна силе противодействия. Ревнители традиций уже собирались сжигать ночные клубы и запрещать группу Ninety One. Клубы все так же стоят, Ninety One продолжает записывать песни и выпускать клипы. Группа даже удостоилась байопика в собственную честь, которого бы не было, если бы не уятмены и сопутствующий шум. И что-то уже никто не возмущается, не грозит перекрасить парней и научить их жизни. То же самое было и с Асель БАЯНДАРОВОЙ, которая сфото­графировалась в зеленых трусах, выложила фото в Фейсбук и вызвала жуткий скандал. Где вся та гвардия моралистов, что хотела едва ли не сжечь женщину? Такое ощущение, что ребята уже не успевают обрабатывать поступающую информацию. Разврата стало так много! Он практически вездесущ. Похоже, несмотря на все проактивности, моралистам от камчи остались только классические стадии столкновения с неизбежным: отрицание - гнев - торг - депрессия - принятие.
И это хорошо. При отсутствии (или редуцировании) многих гражданских свобод свобода раздеваться у девушек и прокалывать уши у парней становится едва ли не главным и единственным демократическим достижением. (Что характерно, насилие в нашей стране тоже не является чем-то уникальным и малораспространенным, но его защитники традиций традиционно, простите за каламбур, не замечают. Байзакову грозили даже убить за разврат, на что она задала резонный риторический вопрос: как же так вышло, что оголение груди стало большим грехом, чем лишение жизни?)
Так что пусть показывают все, чем их наградила природа, и борются за право показывать. Кто знает, может, именно с этого в нашей стране начинается большая свобода.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото с интернет-ресурсов,  Алматы

Поделиться
Класснуть