Пятьдесят оттенков старого
Почему в нашей стране бессмысленно открывать капсулы времени, заложенные потомками
На днях в Костанае вскрыли капсулу времени, оставленную для будущих поколений советскими геологами
первой волны в 1967 году, ровно 50 лет назад.
Процедура прошла в торжественной обстановке, капсулу открывали сотрудники геологического музея Северного Казахстана. После извлечения письмо зачитали. Содержание послания по понятным причинам не оказалось неожиданным. Во-первых, еще живы те, кто присутствовал при его закладке. Во-вторых, послания советских людей будущему или Анджеле ДЭВИС не отличались особым разнообразием в силу очевидных причин идеологического плана. Кроме того, сам формат обращения к будущему в условиях однопартийной системы подразумевает упреждающую лакировку и романтический стиль.
Вот если бы в капсуле времени была запечатана часть до сих пор засекреченных архивов НКВД 30-40-х годов с припиской о том, что мы пока не можем разобраться в этом материале - историческая дистанция не сложилась - и поэтому оставляем дилемму потомкам, тогда да, было бы интересно. Но там только пионерские и профессиональные приветы потомкам с надеждами на то, что через 50 лет советский Казахстан станет еще краше и лучше.
Поэтому интереснее самих заветов становится антураж, в котором происходит их вскрытие. К примеру, помещение, где базируется упомянутый геологический музей СКО, требует освободить департамент госимущества и приватизации. Но для этого нужно перевезти коллекцию музея, а как это сделать и на какие средства, никто не знает.
Еще интереснее история с капсулой времени, заложенной в Актау в том же 1967 году и тоже попавшей на вскрытие. Там целый детектив в стиле Дэна БРАУНА. Когда сломали стелу, в основании которой была замурована капсула, то выяснилось, что капсулы там нет. Рабочие проломили еще 30 сантиметров бетона, однако и там ничего не обнаружили. Официальные лица тут же представили версию, согласно которой капсула могла быть украдена в лихие 90-е. Забирали ее, видимо, энтузиасты краеведческого дела, поскольку письмо было заключено в полый цилиндр из обыкновенной стали. То есть никаких золотых шлемов Тамерлана. Еще один проклятый вопрос: как злоумышленники смогли изъять капсулу без разбора стелы?
Дальше - больше. Как только появилась информация о том, что капсулы нет, на сайте-барахолке возникло объявление о продаже ее дубликата, который был сделан тогда же, в 1967 году, для страховки. Капсулу отдавали за 4 миллиона тенге. Спустя некоторое время объявление внезапно исчезло. Зато появилась информация о том, что капсулу все-таки вскроют. Оказалось, что с 1988 года запасная капсула находилась на хранении у бывшего акима Мангистауской области Николая Ивановича БАЕВА. Он ее и привез на вскрытие. На вопрос о том, как фото капсулы появилось в Интернете, Николай Иванович ответил, что однажды решил замерить объект и выслал фото приятелю, а затем картинки как-то утекли в Сеть. Забавно, что никто из государственных органов не стал выяснять, кто давал объявление о продаже.
Но и на этом страдания капсулы не закончились. Сразу после вскрытия ее повезли в областной историко-краеведческий музей. И не довезли... Когда журналисты газеты “Лада” решили подготовить материал о капсуле и поехали в музей, то цилиндра там не оказалось. Сотрудники музея рассказали, что капсулу забрали акиматовские служащие с тем, чтобы показать главе области. В обоих акиматах - городском и областном - оказались не в курсе, где капсула и зачем ее забирали. Спустя еще некоторое время замдиректора музея Нурболат КАЛАГАНОВ сказал, что капсула в музее, а кто и куда ее возил, он не знает.
Если судить по остросюжетности событий, в капсуле должна была быть как минимум рукопись Абая, о принципиальной возможности существования которой до хрипоты спорят историки и абаеведы. Однако там всего лишь еще один вариант пионерского послания: “Мы пишем вам в знаменательный день - юбилей нашей советской страны. Ей сегодня 50. Вам, пионерам далекого года, обгоняя луч быстрого света, улетают наши мечты, пионеров XX века. Кто вы, какие вы, пионеры 2017 года?” Далее следует перечень инфраструктурных и индустриальных достижений региона, включая строительство населенных пунктов, трасс и первого в мире атомного опреснителя воды, с надеждой на светлое будущее. С атомом, к сожалению, у нас не заладилось - с 1999 года Мангистауский атомный комбинат находится в режиме вывода из эксплуатации, который продлится 50 лет. Что касается всего остального, то, пожалуй, письмо могло пролежать еще несколько десятков лет, не потеряв своей прогностической актуальности. Точнее, неактуальности.
Известно, что футуристы часто ошибаются в прогнозах. Обещали, например, скорые полеты на Марс и при этом не смогли предугадать появление смартфонов. Однако в нашей стране составление карты на будущее - это вообще отдельная тема, потому что, с одной стороны, все меняется очень быстро, а с другой - фундаментально не меняется ничего. В КазССР с этим было попроще - тогда хотя бы можно было верить в победу коммунизма и прогресса.
Недавно группа единомышленников собиралась делать телевизионный проект, основанный на погружении современных казахстанцев в жизнь предков. Ничего не получилось, потому что каких-то колоссальных отличий именно в бытовой части не нашлось. Коров все так же доят руками, сельскохозяйственные орудия ничуть не изменились за сто лет, удобряют землю селитрой и навозом, а во многих аулах так и нет воды и газа. Но исчезли газеты, как, впрочем, и в городах - недаром в реалити-шоу лично участвовал глава соответствующего министерства. Электричество, правда, есть. Как и 50 лет назад. А все, что появилось за истекший период, вроде Интернета или смартфонов, привнесено извне.
И главное - не ясна перспектива. Если пионеры 1967-го наивно, но открыто и бодро надеялись на светлое будущее, то сейчас непонятно, на что надеяться. Капсула пятидесятилетней давности, если убрать идеологическую шелуху, по контексту может выглядеть современным посланием потомкам. Хотя…
Несколько лет назад мне довелось побывать на выпускном начальных классов средней школы. Классный руководитель зачитывал сочинения, которые дети написали своим родителям как бы из будущего. Письма интересные, необычные, ну как это всегда бывает с детскими сочинениями. Смущала только одна деталь: все школьники, кроме одного, прислали свои письма из будущего из других стран: “Здравствуй, мама, я живу в такой-то стране, у меня все хорошо...”
Наверное, такое и нужно запечатывать на 50 лет... вдруг что-то изменится.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы