5574

Облачный атас

Почему новость об открытии Азаматом БАЙТАСОВЫМ разнополых облаков - это не смешно, а грустно

“Ассоциированный профессор” некой “региональной академии менеджмента” Азамат Байтасов на прошлой неделе в одночасье стал известен всей стране благодаря новому открытию. Как удалось выяснить Байтасову, облака на небе делятся по половой принадлежности и, соответственно, спариваются. От небесной любви происходят осадки - что и составляет соль научного открытия.
После поднявшейся шумихи новоявленный нефолог заявил: он не претендовал на такие скандальные лавры, а дальнейшую работу посвятит защите своего открытия за рубежом. Поскольку, по мнению Байтасова, в нашей стране признают только тех, кто добился успеха в иностранных профессиональных кругах.
Если опустить очевидно анекдотичный характер истории с облаками, то в сухом остатке окажется глубокий кризис отечественной научной сферы и шире - общественного прогресса, основанного на знании. Все новости о казахстанских научных открытиях за последние годы либо откровенно нелепы, либо формально декларативны. К первым можно отнести откровения вроде того, что в начале этого года посетило доктора филологических наук Мекемтаса МЫРЗАХ­МЕТУЛЫ, заявившего: Москва названа в честь казахского джигита Асата МОСКАУ. Ко вторым - регулярно появляющиеся известия о казахских ученых, в очередной раз решивших математическую задачу тысячелетия или нашедших лекарство от рака.
Все, что жиже по масштабам, отечественную науку не интересует. Только вселенские задачи, только вечные проблемы планетарной значимости.
Показательно, что в обществе тоже сложился моральный запрос на научные открытия - и чем хуже науке, тем запрос острее. Это, в принципе, касается не только научной сферы. Очень приятно, например, когда отечественный атлет завоевывает олимпийское золото. Такое событие реабилитирует нашу индустрию спорта - все ее неудачи воспринимаются уже не так остро. Да, было плохо - но ведь все-таки мы взяли золото, а победителей не судят! Позже чемпиона могут изобличить в злоупотреблении допингом, но это уже не важно, поскольку всенародная радость обратной силы не имеет.
Хорошая схема, рабочая. Но, к сожалению, для науки допинга не существует.
Нельзя в науку вколоть пару курсов стероидов и получить результат. А ведь хочется! И вера в чудо не ослабевает - более того, не вчера сказано: чем меньше поводов для веры, тем она сильнее. Поэтому даже такой вполне образованный и здравомыслящий человек, как дизайнер Нурлан ТУРЕХАНОВ, заключил пари на $1000 с автором этих строк на то, что академик Мухтархан ОТЕЛБАЕВ действительно решил уравнение Навье - Стокса. И, естественно, проиграл (деньги были перечислены в благотворительный фонд)...
В то же самое время реальная наука живет в стороне от общества. И непонятно, выживет ли. Несколько лет назад мне довелось делать материал о профессоре Тасбулате ИГБАЕВЕ - изобретателе фокусированного взрыва, благодаря которому многократно снижается стоимость добычи горной руды. Все экспертизы и испытания показали эффективность метода, однако внедрять его никто не спешил. После выхода статьи в нашей газете с ученым связались представители финансовой полиции (!) и пообещали помочь с внедрением разработки, потому что как раз в то время президент объявил о необходимости развития научного потенциала страны. В итоге ничего у профессора не вышло - профильные организации и министерства не были заинтересованы в освоении ноу-хау и снижении стоимости производства. А ведь Тасбулат Монболович руководствовался прямым положением ВАКа (Высшая аттестационная комиссия), в котором сказано: соискатель докторской степени должен решить проблему. Игбаев научную проблему решил, но столкнулся с проблемой другого порядка - это оказалось никому не нужно.
Вообще-то, сие должно казаться странным, если учитывать постоянно растущее количество ученых в стране. По данным 2012 года, за предшествующие 10 лет в стране стало в два раза больше докторов и в 1,7 раза - кандидатов наук. В 2015-м пришла еще одна радостная весть: армия ученых увеличилась с 15 тысяч в 2009 году до 25,8 тысячи. Все эти люди постоянно что-то открывают, решают какие-то проблемы. В стране вряд ли найдешь ректора самого завалящего вуза, не обладающего научной степенью. Но способен ли он дать лекцию по предмету своей диссертации, не говоря уже о том, чтобы поддержать профессиональную дискуссию? Где все эти высоколобые ученые мужи?
Скорее всего, они пестуют следующее поколение покорителей неизведанного. Таких, как учащийся одной элитной интеллектуальной школы, открывший недавно способ уменьшить износ тормозных колодок на автомобилях. Согласно публикациям в СМИ парень подал заявку на патент новой гидравлической тормозной системы, которая перераспределяет тормозную силу между осями машины так, что ее максимум приходится на задние колеса. Дело молодое, понятно, тормозить можно во всех возможных конфигурациях, но ведь ни один учитель не объяснил парню, что почти со дня сотворения автомобиля в нем работает регулятор тормозного давления - он же в простонародье колдун. Без колдуна задние колеса блокируются раньше передних, что приводит к неконтролируемому заносу авто.
Если бы не выступление в медиа и последовавшая за ним бурная реакция пользователей Сети, школьник наверняка получил бы патент на изобретение, а потом, возможно, даже сдал бы по этой теме кандидатский минимум. И пошел бы преподавать в машиностроительный институт.
В этом свете будущее Казахстана предстает в самом радужном свете. Можно даже для иностранцев брошюры выпускать про “удивительное место для автомобильных путешествий, где живут потомки атлантов, у которых не снашиваются тормозные колодки и которые могут наблюдать воочию спаривание облаков”.
Все-таки наука - великая вещь!

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть