7277

Прильнуть к “Баян”

В широкую продажу скоро поступит книга Баян ЕСЕНТАЕВОЙ с незамысловатым названием “Баян”. И это, судя по всему, будет означать новый этап в развитии книжного рынка и книгоиздательства страны. 

“Баян” выходит тиражом 20 тысяч экземпляров. Для сравнения: аналогичную книгу телеведущей Ляйли СУЛТАНКЫЗЫ под названием “Менің екінші кітабым” (“Моя вторая книга”) выпустили тиражом 5 тысяч экземпляров. “Ситуативный казахский” Каната ТАСИБЕКОВА и “Акорда. История Казахского ханства” Радика ТЕМИРГАЛИЕВА, занявшие в последние годы в книжных магазинах полку “бестселлеры”, были напечатаны в количестве 2-4 тысяч единиц. Для отечественной книжной действительности еще пятилетней давности тираж в две тысячи экземпляров казался фантастическим. А Есентаева решила с ходу брать рубеж, в десять раз превышающий обычный.
В принципе, для нее это не внове. Она сняла фильм “Коктейль для звезды”, ставший первым кассовым феноменом “десятых” и приобщивший к кинотеатрам ту зрительскую аудиторию, которую никто до нее не брал в расчет. Потом сделала сериал “Махаббатым жүрегімде” (“Любовь в сердце”), который оказался пионером в новом качественном казахстанском сериалостроении и собрал рекорд­ные рейтинги.
Апелляции к тому, что с книгой так не пройдет, потому что Есентаева ничего не смыслит в книжном деле, можно не принимать во внимание. Точно так же она не смыслила в свое время и в кино, и в сериалах. Да и смыслить в книжном деле, изучать тренды, ходить в литшколы - это занятие для профессиональных издателей и писателей. Чтобы написать популярную автобиографичную книгу, вовсе не нужно особо заморачиваться. Достаточно стать настоящей звездой или, как писали в советских журналах, быть “человеком интересной творческой судьбы”. У Есентаевой в избытке и того и другого. В нашей стране не найдешь вторую такую личность, звездный статус которой не подвергался бы сомнению, а за жизненными перипетиями не следило бы полстраны.
И в этом фундаментальное отличие книги Есентаевой от всех остальных местных автобиографий. Про себя у нас пишут книги все: журналисты, актеры, геологи, нефтяники и руководители высшего звена. Эти книги либо никто не читает, либо читает узкий круг посвященных лиц, интересующихся авторской интерпретацией событий, участником которых являлись в том числе и сами немногочисленные читатели. Автор, как правило, представляет в книге собственный героический статус, руководствуясь правилом “кто, если не я?”. Кто напишет? Кто скажет всю правду?
Да, собственно, никто. Это никому не нужно.
А “Баян” вполне могла сочинить и выпустить не сама Есентаева, а какой-нибудь предприимчивый сочинитель, вхожий в ее круг - как телохранитель Бритни СПИРС или, скажем, горничная Пола МАККАРТНИ. С учетом раскрутки мог получиться вполне себе новаторский для Казахстана рыночный кейс с хорошей добавленной стоимостью. Что-то вроде “Моя Баян” со слоганом на обложке “Я расскажу вам всю правду о ней”.
И, наверное, так и случилось бы, кабы не чутье Есентаевой, которая сама решила издать книгу о себе, тем самым застолбив место первооткрывателя темы. Что бы ни говорила Баян о том, как она хотела поведать своим читателям всю правду о собственной жизни, мне представляется, что для нее это в первую очередь бизнес-проект. Новая книга - очередной точно выверенный и просчитанный этап капитализации бренда “Баян Есентаева”. Не искусственно выращенный, не написанный ради тщеславия, а появившийся совершенно логично в силу рыночной конъюнктуры. Рынку была нужна книга про Баян - и книга появилась.
И поэтому, собственно, содержание потенциального бестселлера отходит на второй план. Событием стало не наполнение книги, а сам факт ее появления. Что, как ни парадоксально, тоже хорошо. После премьеры фильма “Өкініш” про Кайрата НУРТАСА с Кайратом же Нуртасом в главной роли журналист Салима ДУЙСЕКОВА посетовала: в доме певца, щедро отснятом со всех возможных ракурсов, не было ни одной книги. Теперь одна уж точно появится.
Следом - чем черт не шутит! - и другие.
Книжный рынок страны в последние годы активно развивался, но в локальном, нишевом режиме. Выходила и выходит публицистика, печатались и печатаются романы, а реального катализатора, способного расшевелить всю ситуацию, стать самым громким событием сезона или года, не было. Авторы любят говорить, что проблема отечественного книжного рынка не в отсутствии писателей, а в недостатке читателей. Но это творческий оппортунизм: всегда легче всего заявить, что проблема отечественного кино в отсутствии понимающих зрителей, а плохих полицейских - в недостаточном количестве “нормальных” преступников. Логично вроде бы. Но те, кто меняет рынок, не подчиняются общим правилам. Они идут вперед и двигают индустрию. Баян Есентаевой, понятно, не светит слава Джоан РОУЛИНГ, да она к ней и не стремится.
Достаточно уже того, что Баян может принципиально привлечь казахстанскую аудиторию к чтению книг. Как, скажем, Дарья ДОНЦОВА в России. Такое чтиво не имеет никакого отношения к высокой литературе, зато оно имеет прямое отношение к книгоиздательскому бизнесу, который может позволить себе издавать Достоевского, только если продаст много Донцовой. В нашем случае - будем на­деяться! - много Есентаевой.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть