6114

Кто травит байки?

Вся страна пересядет на велосипеды, когда казахстанцы сказочно разбогатеют. Или... когда тотально обеднеют

Депутаты от партии “Ак жол” предложили внести в ПДД нормы, касающиеся велосипедного движения, а также “прописать” велосипеды в транспортных системах казахстанских городов. Как заявила “светлопутейка” из мажилиса Дания ЕСПАЕВА, в партию обратились представители велосообщества страны, попросившие учесть интересы владельцев байков. Ведь, если верить статистике, жизнь велосипедиста... правильно, тяжела и неказиста! В связи со все большим распространением двухколесников в нашей стране участились и ДТП с их участием. Так, с 2014 года произошло 1200 наездов на них автомобилей. Кроме того, во многих населенных пунктах нет выделенных велодорожек, и вообще велосипедисты все еще воспринимаются казахстанцами как исключение из правил, а не норма жизни.
А тем временем в Европе - обратная сторона педали. Там велики становятся едва ли не главным транспортным средством! По словам г-жи Еспаевой, “в Германии создана сеть велосипедных дорожек, которая состоит из 12 межрегиональных велосипедных дорог дальнего следования общей длиной 10 тысяч 200 метров, связанных в единую сеть. В Нидерландах доля велосипедного сообщения составляет 27 процентов. В Копенгагене 50 процентов населения, включая мэра и членов правительства, ездят на велосипеде на работу или учебу”. Естественно, такого же хочется и у нас: “Надеемся, что придет время, когда и наши акимы и министры начнут ежедневно приезжать на работу на велосипедах, а не на шикарных автомобилях. Помимо экономии, скромности, прагматичности велосипед является еще и прекрасной пропагандой здорового образа жизни”, - заключила депутат.
Надежда - замечательная эмоция, пожалуй, самая востребованная в нашей стране. Но факты и анализ ситуации, к сожалению, не оставляют этой самой надежде шансов на выживание. По крайней мере, в обозримой перспективе. И дело не только в том, что первый же аким, полностью пересевший на велосипед вместо черного Mercedes W222, сделает тем самым себе имиджевое харакири: его моментально перестанут уважать среди себе подобных. И даже не в том, что для велосипедов у нас пока нет инфраструктуры: она-то как раз - дело наживное, была бы политическая воля. Затыка в том, что велосипед - один из маркеров ментального водораздела, который держит Казахстан между Европой и Азией. Мы все время стремимся в Европу, но все больше погрязаем в Азии (может быть, поэтому и стремимся?).
Когда говорят о развитии велосипедного движения, всегда имеют в виду Европу. Но до недавних пор “велосипедным королевством” мира называли не страны Старого Света, а близлежащий Китай. Вплоть до начала 2000-х гг. улицы больших китайских городов едва ли не сплошь покрывали велосипедисты, спешащие по своим делам. Потом велики из Поднебесной почти исчезли, оставив после себя постепенно захватываемые автобусами и пешеходами дорожки. Почему? Потому что население Китая стало быстро богатеть и массово пересаживаться на автомобили. Нынче автомобильный рынок КНР - самый большой и быстрорастущий в мире. Проблемами экологии власти Китая не сказать, чтобы сильно озабочены, зато росту благосостояния населения рады. Как только у среднего китайца появляется возможность пересесть с велосипеда на авто, он не упускает случая ею воспользоваться. Поэтому велосипед в Китае не осознанный экологический или мировоззренческий выбор человека, а просто самое доступное средство передвижения.
И у нас на велосипеды пересядут тогда, когда автомобиль станет не по карману. Правительство прилагает к этому массу усилий, надо сказать. В отдельных районах того же Алматы уже можно наблюдать грузовые велосипеды, велорикшей и даже нищих на байках - совсем как в беднейших районах Юго-Восточной Азии. С точки зрения велосипедизации все замечательно - велосипедистов стало больше. Но те ли это люди и те ли велосипеды, о которых грезят депутаты “Ак жола”?
Разумеется, не те.
Наши слуги народа традиционно ведутся на красивые картинки из Франции и Нидерландов, изображающие цивилизованных менеджеров, каковые спокойно катят на работу на красивых велосипедах, предварительно выпив кофе и прочитав утреннюю газету. Бомжи на старых “уралах”, раскатывающие по центру города, в их планы “велосипедизации всей страны” не слишком вписываются, ибо уже не пахнут ни здоровым образом жизни, ни вожделенными евростандартами. А для того чтобы приблизиться к этим самым европейским стандартам, мало сказать: “Давайте крутить педали, как в Европе-матушке”. Велосипеды там - это такое же производное от образа жизни и развития общества, как льготы для владельцев электротранспорта, развитие трамвайной сети, выборность представителей местной (и не только) власти, свобода слова и прочие излишества.
Кстати, об электротранспорте, а конкретно о трамваях. В самом крупном казахстанском городе от них избавились быстро и без сожалений. В то время как страны Старого Света сейчас расширяют трамвайные парки, ибо это наиболее экологичный, вместительный и при этом сравнительно малозатратный вид городского общественного транспорта. Как отмечают западные специализированные издания, трамваи помимо всего прочего заставляют городские власти тщательнее прорабатывать маршрутные сети и, следовательно, всю городскую инфраструктуру. Рельсовые трамваи в отличие от автобусов нельзя переставить на другие улицы, если вдруг “не пошло”. Они изначально должны встать там, где будут постоянно востребованы. Именно в этом, видимо, кроется причина уничтожения трамваев в Алматы: вместо того чтобы тщательно планировать систему города, нашим отцам города легче идти вслед за дикорастущим рынком.
Ну и ко всему прочему не надо забывать: европейские ценности - это не только колесящие на велосипедах министры. Едва ли не в день оглашения запроса депутатов от “Ак жола” по всему миру прошел всемирный голый велопарад. Активисты велонудизма прокатились по улицам нескольких европейских городов в костюмах Адама и Евы, обращая внимание таким образом на незащищенность представителей семейства педальных. Так что депутатам следует быть готовыми и к подобному развитию событий.
Возможно, столь неприкрытая голая правда способна вдохновить отдельных наших энпэошников и их закордонных попечителей. Но разве у парламентской партии, провозгласившей своей сверхзадачей защиту преимущественно “голого” и отнюдь не свободного предпринимательства, нет более насущных дел?

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть