26686

Забытые ханы

Почему общество и историческая наука помнят одних героев прошлого и ничего не знают о других?

В редакцию “Времени” обратился наш бывший соотечественник Александр САМОЙЛЕНКО, ныне проживающий в российской Калуге. Написать нам его побудила статья в местной газете “Калужский перекресток”, посвященная казахскому хану Арынгазы. Материал написан краеведом Алексеем УРУСОВЫМ и называется “Казахский султан умер от калужского кваса”.

Автор сообщает о необычайной популярности хана среди казахского населения того времени, что и побудило российские власти изолировать правителя от народа в Калуге, подальше от родных мест. Заканчивается статья так: “Арынгазы-хан умер 24 августа 1833 года от начавшейся горячки из-за воспаления легких. Ему было 50 лет. Как рассказывали сами калужане, после охоты в окрестностях города он выпил целый графин холодного кваса из погреба и простудился. Похоронили хана скромно на калужском Пятницком кладбище на старообрядческом участке, а не на магометанском. Городские чиновники побоялись массовых поклонений мусульман. Так удалось сначала избавиться от влиятельного хана, а затем и отменить ханскую власть”.
Именно это упоминание о месте захоронения хана больше всего заинтересовало Самойленко. Ведь по логике вещей останки хана нужно возвращать на историческую родину.
Но вслед за Урусовым на сайте издания “Петропавловск news” на ту же тему высказалась журналист из Тулы и наша бывшая соотечественница Антонина Ивановна КАЗИМИРЧИК. Обойдя еще летом упомянутое кладбище, она сделала вывод, что “Лаврентьевское кладбище, где был похоронен хан, сохранено. Во времена Арынгазы оно находилось в двух верстах от города, а сейчас оказалось почти в центре. С первого взгляда ясно: найти здесь могилы начала XIX века едва ли удастся: кладбище огромное, заросшее деревьями и кустарниками...”.
Связавшись с Антониной Ивановной, мы уточнили: действительно ли захоронение Арынгазы-хана затеряно среди других и есть ли возможность провести изыскания?
- Описание кладбища (Лаврентьевское, или Пятницкое) есть в Интернете, - говорит заслуженный журналист. - Мы его обошли. Но все захоронения на мусульманском участке довольно поздние, послевоенные. Бомбежки города в 1942 г. были страшные. Все было разворочено... Православный Лаврентьевский монастырь (рядом с ним кладбище) только начали восстанавливать. Знаменитости похоронены ближе к храму. Никаких указателей там нет... Едва ли можно что-то найти. Сейчас регион засыпало снегом. Съездить в Калугу сложно. Разве что летом.
В общем, быстрой сенсации не случилось. Да и могла ли она быть? Кто вообще такой этот Арынгазы, вокруг имени которого столько шума? Почему Урусов пишет: “Историки называли Арынгазы Абулгазы-улы (Абулгазиева) единственным честным и бескорыстным казахским правителем, действительно думавшим о народных интересах. Его любили так, как это не снилось ни одному из казахских правителей XIX века. Хан пытался собрать казахов в государственное объединение - ханство под протекторатом России - и уделял много внимания безопасности русских и бухарских торговых караванов. За свои заслуги перед российской короной Арынгазы был награжден золотой медалью, украшенной алмазами”?
И тут интересно то, что калужский краевед, по сути, цитирует казахстанского историка, автора книг “Эпоха последних батыров”, “Казахское ханство” и “Казахи и Россия” Радика ТЕМИРГАЛИЕВА (на снимке). Именно Темиргалиев еще в 2012 году выпустил статью “Забытый герой казахской истории”, посвященную Арынгазы, которая и легла в основу очерка в калужской газете. В ней историк подробно описывает заслуги хана и пытается, насколько это возможно в рамках малых жанров, восстановить историческую справедливость по отношению к знаковому персонажу казахского прошлого.
И тут возникает главный вопрос: почему ее вообще нужно восстанавливать? И почему общество в большинстве своем о таком замечательном хане вообще ничего не знает?
- Мне, безусловно, приятно, что мои работы способствуют возникновению интереса к истории казахского народа, тем более что историческая роль Арынгазы-хана по сей день остается неоцененной по достоинству даже у нас в стране, - говорит Темиргалиев. - В начале XIX века, по утверждению самих казахов в письмах к российским властям, младший жуз “стоял на краю гибели”. Все без исключения племена и роды были втянуты в нескончаемую междоусобную борьбу с отгонами скота, убийствами. Поголовье скота сократилось в несколько раз, обнищание народа достигло крайней степени. Спасаясь от голодной смерти, люди продавали своих детей хивинским и русским торговцам, бежали в русские города и поселки, где крестились и начинали новую жизнь.
И в этой совершенно кошмарной ситуации на сцену вдруг выходит человек, который за три-четыре года искореняет разбойников, примиряет между собой все враждующие роды, организовывает борьбу против хивинцев, получает признание бухарского эмира и улучшает связи с российскими властями настолько, что оренбургский губернатор лично хлопочет, чтобы новоявленного героя царь признал новым ханом младшего жуза. Люди едва ли не молились на Арынгазы, называя его тыным-ханом (ханом-миротворцем). Заслуги Арынгазы единодушно признавали все российские историки дореволюционного периода, называя его едва ли не единственным представителем казахской знати, действительно исходившим из интересов народа.
Но, несмотря на все заслуги и на абсолютно пророссийскую политику, в Петербурге сочли, что умный, деятельный и слишком популярный в народе хан представляет угрозу для интересов Российской империи, поскольку на следующем этапе он сможет начать борьбу за возрождение казахской государственности. Под предлогом вручения награды Арынгазы был вызван в Петербург, где его арестовали и сослали в Калугу.
Совершив этот, мягко говоря, некрасивый поступок под давлением своего министра иностранных дел, Александр I, видимо, чувствовал себя неловко. По крайней мере, Арынгазы в ссылке были обеспечены комфортные условия, на его содержание выделялась очень большая сумма денег. Там же, в Калуге, он умер и был похоронен.
-Если бы могилу Арынгазы обнаружили, то я думаю, что это имело бы большое значение для нашего народа, поскольку исторические заслуги хана бесспорны, - считает Темиргалиев.
- Не знаю, насколько возможно решить вопрос переноса останков или их исследования и реконструкции облика хана. Но, по крайней мере, я думаю, многие казахи, узнав о его жизни, могли бы при случае воспользоваться возможностью поклониться месту последнего упокоения великого человека. Калуге такой исторический памятник, наверное, тоже не помешал бы, хотя бы с целью привлечения туристов из Казахстана, - отмечает историк.
- Судя по всему, Арынгазы не единственный герой, незаслуженно забытый?
- Малоизвестных обществу исторических героев, причем довольно крупного масштаба, очень много. Если раньше наша история начиналась с Октябрьской революции, с Амангельды ИМАНОВА и Алиби ДЖАНГИЛЬДИНА, то сейчас, грубо говоря, потолок исторического сознания большинства населения заканчивается где-то на эпохе казахско-джунгарских войн, олицетворяемых Абулхаиром, Абылаем, Богенбаем, Кабанбаем и другими персонажами, в честь которых воздвигаются памятники или называются улицы. Только в последние годы, как мы видим, стали увековечивать имена основателей Казахского ханства - Керея и Жанибека.
Но наша история уходит в глубь веков. Можно вспомнить об основателях Тюркского каганата - Бумын-кагане и Истеми-джабгу. Или, к примеру, о Джучи-хане - родоначальнике всех казахских ханов, мавзолей которого находится в Улытау.
Если говорить о Казахском ханстве, то здесь, безусловно, необходимо вспомнить о Касым-хане. Это был самый могущественный правитель, при котором границы державы наших предков простирались от Волги до Китая, то есть охватывали практически всю территорию современного Казахстана. Крайне мало знают люди о других выдающихся казахских правителях - Хакназаре, Тауекеле, Турсыне, Есиме.
- Но почему так происходит?
- Я думаю, тут играют свою роль различные факторы. Во-первых, конечно, сила инерции. Если говорить откровенно, наша история не претерпела больших изменений по сравнению с советским периодом.
История казахского традиционного общества по-прежнему привлекает мало внимания со стороны прежде всего самих ученых. Можно по пальцам перечесть тех, кто занимается историей даже Казахского ханства, не говоря уже о временах Тюркского каганата, Караханидов, огузов, кипчаков.
Во-вторых, даже ученые, которые занимаются средневековой и древней историей, в большей степени нацелены на публикации в научных журналах, поскольку по этому показателю оцениваются результаты их работы. В этих журналах или сборниках их статьи читают в лучшем случае несколько десятков человек.
Когда кто-то желающий начать изучение истории с нулевого уровня обращается за советом, я обычно рекомендую все тот же роман “Кочевники”. Конечно, в свое время эта книга сыграла колоссальную роль, пробудив национальное самосознание казахского народа, но, мне кажется, жанр исторического романа, популярный в советское время, сейчас уже не так актуален. В большей степени сейчас востребована визуальная продукция. Мы же видим, какой популярностью во всем мире пользуются исторические фильмы и телесериалы. В этой связи, думаю, должен сыграть свою роль телесериал “Казахское ханство”. Я, правда, сам еще не посмотрел киноверсию и не могу дать какую-то оценку, но в любом случае определенную отдачу в виде увеличения интереса к прошлому он даст. По крайней мере, многие люди узнают, что наша история началась не в XVIII веке.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото предоставлены Антониной Казимирчик, Алматы

Поделиться
Класснуть