Мы вам сами всё покажем!
Как простому народу справиться с беззаконием, произволом сильных и повальной коррупцией? Да с помощью денег!
У Армана ДАНИЕЛЯ, жителя городка Есиля близ Астаны, жертвой изнасилования стала жена. Надругался над женщиной ее коллега, развозивший знакомых после совместного корпоратива: вывез на пустырь - и... Сразу после преступления на место примчался сам Арман и дал насильнику по голове. Вслед за этим, что примечательно, преступник написал на него заявление о побоях. И супруга пострадавшей впоследствии признали виновным...
Понятно, что подобного рода дела никто не хочет предавать огласке. Не собиралась выносить сор из избы и упомянутая супружеская чета, но, как обычно, расследование происшествия начали марафетить в инстанциях, а после встречного заявления от насильника у Даниеля и его жены не оставалось выбора...
В нашей стране прозрачность - единственное по-настоящему действенное оружие. Всякий раз, когда ты включаешь видеокамеру при разговоре, например с полицейским, он начинает нервничать и либо пытается технику забрать, либо просит стереть запись. Апофеоз этой дурацкой фобии - перманентное стремление любых людей в любого вида форме препятствовать фотографированию и видеозаписи везде, где только можно. Но против почти животной скрытности силовиков и иже с ними вовсю начали работать технологии.
После видеобращения к генеральному прокурору балхашца Дастана АНЫКБАЕВА, двухлетнюю дочь которого раздавил водитель прямо у ворот дома, закрытое уже дело вроде бы возобновили. А не было бы youtube.com и социальных сетей, трагедия зависла бы в забвении, как сотни других дел по всей республике, потерпевшие в которых не осмеливаются нажать кнопку “запись”.
Соцсети, надо сказать, не остаются безучастными к таким случаям. Пользователи создают шум, который невозможно игнорировать. После чего государство вынуждено создавать хотя бы видимость адекватной реакции.
Но когда спадает внимание к одному случаю, а умы граждан начинают занимать другие примеры беспредела и произвола - старые, уже забываемые дела спускают на тормозах. Люди, особенно на периферии, устают бороться, они не чувствуют поддержки, а ощущают только постоянный пресс нависшей над ними бюрократической машины. Они знают: в этой битве априори победит поднаторелый в бумагомарательстве аппарат, а не пострадавший человек, у которого есть только эмоциональная жажда справедливости.
Уже стало общим местом, что правда оказывается на стороне того, у кого больше денег. Но неверно полагать, что денег больше у крышеванных бизнесменов и коррумпированных чиновников. Денег больше у всех нас. Просто они не сконцентрированы в одном месте.
Арман Даниель поступил верно: он объявил сбор средств на хорошего адвоката, который бы смог квалифицированно доказать его невиновность, а насильника, соответственно, наказать. Наверняка и несчастному отцу из Балхаша тоже нужна профессиональная юридическая помощь. Юристы, способные компетентно вести дело, не работают бесплатно. А поскольку многим казахстанцам, страдающим от произвола, платить нечем, мы все можем сделать это за них. Точнее, за нас. Поскольку это касается всех и каждого.
Следователь волокитит расследование, а из материалов исчезают улики, и мать где-то под Кызылордой плачет от несправедливости после убийства сына? Судья, судя по всему, взял взятку? Прокуроры заодно с полицией? Честный юридический десант из одной из двух столиц или областного центра разберется. А мы все скинемся - кто сколько может - на оплату труда профи. Нас много, мы справимся. Из этого можно сделать даже реалити-шоу, когда юристы будут выкладывать детали процесса в социальные сети, а вся страна - наблюдать за его ходом. Достаточно перечислить определенную сумму на поддержку обездоленных - причем можно даже анонимно.
К тому же это замечательно вписывается в сложившийся внутренний общественный консенсус, когда все решают деньги. Они платят судьям и прокурорам под столом, а мы скидываемся всем миром на хороших адвокатов. Они подкупают экспертов - мы их разоблачаем, нанимая другую экспертизу. У них не больше денег. Денег больше у нас. Просто мы еще этого не поняли.
И они - тоже.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы