11558

Кто потерял голову?

Как возвращение черепа хана Кенесары поможет Казахстану преодолеть рецессию и воспрянуть духом

Премьер-министр Карим МАСИМОВ вот уже несколько недель активно передвигается по стране, чтобы на местах оценить обстановку, в ручном режиме вывести экономику страны из кризиса. В странствиях главу правительства сопровождает блогер Денис КРИВОШЕЕВ. Он делится своими путевыми заметками и, наверное, заслужит лавры главного летописца действующего главы кабмина. Однако исторический период Кривошееву выпал, прямо скажем, не самый восхитительный. Поэтому, как это всегда случается у креативных хроникеров, при отсутствии прямых поводов для гордости в дело включаются мифологические мотивы.
Как изложил сам Кривошеев в своей статье на zakon.kz, в путешествии он получил сообщение от Нурлана АМРЕКУЛОВА (в оригинальном тексте Кривошеева он почему-то Амиркулов), лидера движения “Вернем хана Кене”. Общественный деятель написал: “Уважаемый Денис! Пожалуйста, от имени более 100 тысяч граждан, подписавшихся под прошением о возврате головы хана КЕНЕСАРЫ, задайте Масимову вопрос, почему правительство не отреагировало и не поддержало усилия по возврату головы, не ответило на письменный запрос движения “Вернем хана Кене”, ведь Россия готова вернуть голову!”
Блогер отреагировал мгновенно: “Это мне показалось чертовски важным, и, связавшись с пресс-службой Карима Масимова, я попросил передать как можно скорее ему это сообщение”.
Не менее стремительным оказался и сам председатель кабмина, тут же запостивший в Твиттере: “Планирую на встрече с Д. А. Медведевым поднять вопросы о возврате головы не только Кенесары хана, но и Кейкi батыра”.
А как же иначе! Сто тысяч казахстанцев не могут ждать.
Кунсткамера уже заявила, что голову батыра отдаст, а вот с Кенесары загвоздка. Дело в том, что достоверно местонахождение черепа никому не известно и на все многочис­ленные запросы последних лет из нашей страны российские уполномоченные органы именно так и отвечали: у нас нет информации по данной теме. Что нисколько не снижает накала с казахстанской стороны и даже еще больше распаляет его. Ведь если не известно, то, значит, скрывают. А если скрывают, следовательно, имеют на это свои причины.
И чем дольше тянется ситуация, тем больше оснований предполагать, что голова казахского хана, будучи возвращена, способна повлиять на состояние всей нашей необъятной республики в лучшую сторону. Многочисленные сторонники конспирологических теорий утверждают, что после возвращения головы Кенесары в стране наступит счастье и благоденствие.
По этому поводу Кривошеев в своей статье сделал лирическую преамбулу, каким-то непостижимым образом понамешав в одном тексте все, от Харона до Фрейда, и при этом умудрившись все переврать. Так, по версии придворного блогера, возвращение головы Кенесары - это национальный проект, который необходимо закрыть, так как только при соблюдении данного условия “страна завершит великий гештальт и обретет не только физическую, но и ментальную независимость”.
А также: “Посмотрите, ведь после обретения независимости прошло четверть века, построено государство, родилось и выросло целое поколение свободных людей, которые не помнят, что такое Советский Союз, как и не осталось тех, кто помнит, что такое Российская империя, но незаконченная форма не дает покоя и молодым и старым. Передающееся из поколения в поколение сказание и определенная незавершенность создают невроз, дают повод для беспокойства, перерастающее в панику. Таким образом, возвращение головы хана Кене может стать источником национального катарсиса, очищения, которое откроет новые горизонты целому народу. Во всяком случае, сотни тысяч граждан страны хотят этого и требуют от власти”.
Понятие гештальта Кривошеев трактует очень вольно, как и положено исследователю, полностью освобожденному от навязанных догм. Вот как он глубоко интерпретирует мировую историю и науку: “Вся наша жизнь - цепь завершенных или незавершенных действий. В конечном итоге смерть есть завершение всего, наивысший гештальт, к которому стремятся, по мнению Зигмунда Фрейда, все живые существа, помимо любви и продолжения рода (Фрейд занимался психоанализом, а не гештальт-терапией. - Т. Б.). Именно поэтому во все времена смерти и почестям после нее придавалось особое значение. Кельтские племена считали, что, если воин не погиб в бою, он не попадет в Вальхаллу (кельты не верили в Вальхаллу. - Т. Б.). Фараоны строили пирамиды и брали туда все свое имущество, греки прикрывали глаза монетками, которые шли в плату паромщику Харону за переправу через реку Стикс (монету клали в рот, а не на глаза. - Т. Б.). Побеспокоить мертвых считалось религиозным преступлением, например, до начала ХХ века за эксперименты над трупами казнили, а про неупокоенные души ходили легенды (это вообще полный бред, достаточно вспомнить эксгумацию и “посмертную” казнь Оливера Кромвеля в 1661 году, публичные аутопсии трупов в Нидерландах XVII века или монгольскую традицию расчленять труп врага и разбрасывать части тела по разным направлениям именно с целью не дать духу погибшего успокоиться на том свете. - Т. Б.).
Но, видимо, подобный уровень образованности и соответствующей аргументации вполне достаточен для блогера, сопровождающего премьер-министра Казахстана в рабочих поездках. Ведь премьер тоже отреагировал. Наверное, подумал, что может и сработать. Раз все другое не работает и уже не знаешь, как еще помочь стране.
Только представьте: глава правительства ездит по стране. Все не очень хорошо, а кое-где и откровенно плохо. Наноинновационные программы отчего-то не фурычат, растет безработица, в бюджете дефицит, денег ни на что не хватает. Что делать чиновникам? Признать ошибки, умерить амбиции, перестать воровать и начать трудиться на благо страны? Можно, но не проще ли вернуть голову Кенесары? И сразу все наладится. Нефть подорожает, инфраструктура восстановится, пенсии повысятся, и коровы начнут давать больше молока.
Это очень удобно. Даже как-то жаль, что голова хана всего одна. Неплохо бы иметь несколько про запас в разных странах на каждый кризисный период.
И тогда вообще ничего не нужно было бы делать. Пусть другие, чтобы обрести “ментальную независимость” и снять “неврозы”, защищают информационное пространство страны, развивают местную литературу и культуру вообще, модернизируют язык, отстаивают свои интересы в межгосударственных объединениях, способствуют росту гражданского общества.
А нам достаточно вернуть голову, которую мы так безнадежно потеряли.
Кстати, в 1960 году после обретения Рес­публикой Конго независимости в одной из деревень жители сняли крыши с домов - согласно бытовавшему там поверью, когда страна станет суверенной, с небес на землю прольется золотой дождь. В общем, конголезцам совсем крышу снесло по поводу собственной свободы и независимости.
А дождика почему-то так и не случилось. Ни тогда, ни позже. Более того, в начале августа этого года агентство S&P объявило, что в Конго случился дефолт из-за невыплаты долга по иностранным обязательствам.

P.S. Автор всецело выступает за возвращение головы Кенесары хана, если таковая будет обнаружена. Но искать и возвращать ее нужно не для того, чтобы казахам здесь и сейчас стало хорошо - это унизительно по отношению к собственной истории и к самому хану, а для того, чтобы прах национального героя был предан родной земле, за которую он по-настоящему переживал и сражался.
P.P.S. Пришла еще одна новость про блогера Кривошеева: в интервью порталу 365info.kz он заявил, что Казахстану нужно закрыть границу с Россией. Что интересно, в этот же день президент РФ Владимир ПУТИН, встречаясь с Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ, обратил внимание на успешное развитие и усиление стратегического партнерства между Казахстаном и Россией по всем направлениям. Интересно, прислушается ли наш премьер к очередной подсказке блогера?

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть