Авария - дочь...
Входит ли Казахстан в число самых “конкурентоспособных” странпо количеству ДТП и смертности на дорогах?
Каждый день информационные ленты пестрят сообщениями о новых чудовищных ДТП по всей стране и ужасных смертях. Пешехода разорвало на части от столкновения с мотоциклом на Капшагайской трассе... Шесть человек погибли при столкновении грузовой фуры и автобуса с пассажирами в Костанайской области... Жизни еще шестерых унесла автокатастрофа в Павлодарской области, где столкнулись две “ауди”...
На этом фоне новости о том, что в Алматы один “мерседес” перевернулся на ВОАД, а другой с пьяным водителем за рулем пытался съехать с гранитной лестницы КБТУ, воспринимаются как обыденные. Собственно, они обыденные и есть: любое регулярно повторяемое событие перестает быть шокирующим и воспринимается как часть ежедневной панорамы. Мы привыкаем к постоянной окружающей аварийности.
Другое дело, что новостной фон создает эмоциональное ощущение постоянно ухудшающейся обстановки с аварийностью и смертностью в результате ДТП. Между тем МВД и Генпрокуратура рапортуют о снижении общего количества аварий: к примеру, за 2015 год в Казахстане произошло 18 890 дорожно-транспортных происшествий, что на 7,3 процента меньше, чем в 2014-м. Количество пострадавших за год сократилось на 7 процентов, а погибших - на 5 процентов. Всего в 2014 году погибло 2585 человек, а в 2015-м - 2453.
Министр внутренних дел Калмуханбет КАСЫМОВ склонен видеть в положительной динамике результат действия нового закона “О дорожном движении”.
При этом, выступая перед депутатами в конце минувшего года, глава полицейского ведомства отметил, что принципиально рост ДТП связан с увеличением количества автотранспорта. Звучит логично, если не брать в расчет такой параметр, как уровень автомобилизации населения. Который в нашей стране все еще низкий (около 230 автомобилей на тысячу человек), в то время как “аварийная” смертность выше, чем в США (800 автомобилей на тысячу человек) в два раза: 24 человека на сто тысяч населения против 11 человек в Штатах (данные из отчета ВОЗ по глобальной безопасности дорожного движения за 2015 год). А что будет, если количество автомобилей в нашей стране увеличится втрое и мы почти догоним Америку?
Очевидно, догнав Америку, мы перегоним Африку. По уровню смертности в ДТП мы и сейчас опережаем Ирак (20 человек на 100 тысяч) и находимся рядом с такими “лидерами” мирового сообщества, как Эфиопия, Гана и Габон (25, 23 и 26 человек на каждые 100 тысяч населения соответственно). Что характерно, уровень автомобилизации в Эфиопии буквально поражает воображение: 1,6 автомобиля на тысячу эфиопцев. Но это не мешает им давить друг друга насмерть пачками и одновременно опровергает заявление уважаемого министра о прямой зависимости уровня аварийности от количества автомобилей. В Европе и США автомобилей больше, а смертей меньше. В Африке - наоборот.
Мысль о настоящих причинно-следственных связях высокого уровня аварийности в Казахстане в общем очевидна, но для полного ее усвоения нужно принять во внимание и еще один важный фактор -
уровень государственного управления в такой стратегически важной для страны области, как безопасность дорожного движения. Государство исправно собирает с граждан транспортный налог, взимает штрафы, берет пошлину за документарные операции с ТС. А что дает взамен?
Взамен дает такие интересные вещи, как отраслевая программа обеспечения безопасности дорожного движения, в рамках которой, например, только в 2013 году было потрачено 1 млрд. 254,126 млн. тенге бюджетных средств. Почти все эти деньги были направлены на установку систем наблюдения и фиксации нарушения ПДД, а также их автоматическую регистрацию с последующим наложением штрафов. То есть деньги потратили, чтобы потом собрать еще больше денег в виде штрафов.
А вот пешеходные переходы, с которых ничего не возьмешь, в пределах программы так и не построили - по этому поводу авторы специальной аналитической записки МВД кивают в сторону местных бюджетов, которые вроде бы и должны этим заниматься. Как результат: пешеходов давят по-прежнему, количество аварий колеблется в пределах естественных роста и убыли, а деньги все уходят и уходят.
Что и отметил Счетный комитет в своем отчете по результатам проверки: “Основные цели программы обеспечения безопасности дорожного движения в большинстве своем не достигнуты, при использовании бюджетных средств, выделенных на осуществление организации дорожного движения, имеется ряд системных проблем и недостатков.
Допущен рост количества дорожно-транспортных происшествий, увеличилось число погибших и пострадавших в них. Внедряемая интеллектуальная система контроля за дорожным движением стоимостью более
1 млрд. тенге не соответствует ее технико-экономическому обоснованию и не имеет проектно-сметной документации. Отдельные компоненты системы установлены в областях, в которых отсутствуют специализированные центры оперативного управления, способные обработать и использовать такую информацию в полном объеме”. И так далее.
Естественно, сразу возникает вопрос: а было ли вообще главной целью программы снижение уровня аварийности и количества смертей на дорогах? Или все упиралось в банальное желание состричь побольше купонов с автовладельцев, попутно, если повезет, снизив количество ДТП? А ведь наша страна от последствий аварий на дорогах теряет гораздо больше, чем потенциально может собрать в виде любых штрафов.
По заявлению руководителя проекта ТРАСЕКА “Безопасность дорожного движения” доктора Алана РОССА, которое пока никто не опроверг, Казахстан теряет от последствий дорожно-транспортных происшествий $7 млрд. в год, что составляет 5 процентов бюджета страны. При этом в авариях преимущественно гибнут молодые люди. Если ситуацию не исправить, то, по словам Росса, стране в долгосрочной перспективе светят большие проблемы с развитием.
- То есть вы практически, к сожалению, находитесь в группе стран, у которых нет образования, ресурсов, нет обучения. А у вас же это все есть. Вы же не Африка. Тем не менее… - заявил г-н Росс на специальном совещании в Астане в конце 2015 года.
Да, мы не Африка. Но тем не менее!
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы