Золотой фон для Минкульта
Министр культуры и спорта Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ (на снимке) на презентации новой выставки в Национальном музее РК заявил, что на EXPO-2017 мы должны показать не только казахстанскую культуру, но и “мировые шедевры”. Что бы это могло значить?
Терзания по поводу того, что Казахстан должен занять подобающее место среди ведущих мировых держав, одолевают наших чиновников не первый год. Желание показать всем, что мы не хуже других, можно было бы только приветствовать, но оно всегда упирается в недостаток производительных сил внутри страны. Шедевры и прорывные технологии не материализуются из чистого эфира - их создают люди, которые должны получить хорошее образование, обитать в центрах интеллектуальной жизни (или хотя бы иметь возможность там бывать) и обладать необходимой для реализации своих замыслов материально-технической базой. Ничего этого в нашей стране нет. Причем даже громкие запуски разнообразных технопарков и наноинновационных инкубаторов не спасают ситуацию. Ибо те, кто потенциально способен делать что-то интересное, мигрируют в сторону центров культурной и научной жизни. Как мигрировала, например, пианистка Хадиша ОНАЛБАЕВА - единственная казашка, получившая звание Steinway Artist. Сейчас она профессор американского университета и практикующий музыкант с очень плотным гастрольным графиком. В своем интервью сайту esquire.kz г-жа Оналбаева поделилась без обиняков: “Прошла бы я этот путь, оставшись работать концертмейстером в Алматы, где за десять лет не выросла даже до статуса преподавателя? Скажу прямо: нет. Сцена филармонии, симфонический оркестр, с которым я выступала в Алматы и Астане, остались бы для меня недоступными, как и высшее почетное звание Steinway Artist, хотя бы потому, что в Казахстане я никогда в жизни не играла на концертах. У меня не было такой возможности”.
Тем временем на музыкальном небосводе зажглась новая звездочка: на американском конкурсе пианистов имени Вана Клиберна в юношеской секции внезапно победил 17-летний Алим БЕЙСЕМБАЕВ. Вы ничего не слышали о нем? Скорее всего, не слышал и министр культуры - ведь парень учится в школе для одаренных детей в Лондоне. И не надо быть Кассандрой, чтобы предсказать, где - географически - он потом посвятит себя творчеству. Хорошо, родители Алима могут позволить себе вкладывать в ребенка. А ведь есть немало талантливых, но материально необеспеченных детей, которым в буквальном смысле слова некуда деваться в пределах страны. Это признают даже преподаватели: у подрастающего поколения нет лифтов для роста. Хотя главная задача профильного министерства как раз и должна заключаться в том, чтобы выявлять вундеркиндов, давать им возможность проявить себя.
Несколько лет назад тогдашний министр культуры и информации Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ ездил в США, где представлял казахстанскую культуру. По возвращении он рассказал, что показывал американцам Золотого человека, и те были очень впечатлены. Потому что мировой шедевр. Но!
“Читать в XXI веке только “Илиаду” Гомера - значит признать, что с тех пор человечество не написало ничего интересного”, - сказал один американский писатель. Продолжу мысль: показывать в XXI веке костюм эпохи саков - значит, расписаться в собственной несостоятельности. Золотой человек будет всегда, на него никак не влияют имя, отчество и даже фамилия человека, который в данный момент руководит культурой Казахстана. У главы культурного ведомства должна быть другая - актуальная, скажем так, повестка дня.
Самое интересное, что она есть - просто отношение к ней со стороны официальных органов, мягко говоря, очень сложное. Два фильма, объективно вызвавшие ажиотаж за рубежом и повышенное внимание к казахстанской кинематографии - “Уроки гармонии” Эмира БАЙГАЗИНА и “Хозяева” Адильхана ЕРЖАНОВА - министр культуры Мухамедиулы расценил как позорящие нацию. При этом те местные фильмы и вообще культурные проявления, которые нацию не позорят, иностранному сообществу отчего-то неинтересны. Будь наш министр культуры конспирологом национал-патриотического толка - увидел бы в этом заговор против казахского народа, и на основании тотального несоответствия систем ценностей призвал бы прекратить все контакты с внешним миром. Но вот незадача: на носу EXPO - международная выставка, направленная именно на глобальное сотрудничество. Гости приедут, им что-то нужно показывать, а приятных глазу и уму шедевров все нет и нет... Есть от чего в отчаянье прийти - правда, господин министр культуры?
А впрочем, Золотой человек-то в любом случае никуда не денется...
P.S. Возможно, под “мировыми шедеврами” министр имел в виду совсем другое. А именно - образцы всемирного культурного наследия, которые просто будут экспонироваться в Астане. Глядишь, под шумок получится оставить что-нибудь себе - для будущих ярмарок тщеславия.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Талгата Кирбетова и с интернет-ресурсов, Алматы