ОТ противного
Выделенная линия для пассажирского автотранспорта на алматинском проспекте Абая - еще один эксперимент из тех, что вроде бы для людей. Причем ключевая пара слов в этой фразе - “вроде бы”.
Благими намерениями выделена крайняя правая полоса с буквой “А” в обе стороны проспекта. Цель - обеспечить бесперебойное и быстрое перемещение больших пассажиропотоков из центра в спальные районы и обратно. С учетом того, что недавно были запущены новые станции метро “Сайран” и “Москва”, логика организации работы общественного транспорта (ОТ) выглядит несколько странной: направление теперь дублируется и “выделенкой”, и метрополитеном, и это еще при том, что сокращено количество наземных пассажирских маршрутов по Абая!
Списать эту транспортную тавтологию можно на желание властей перейти к активным действиям по организации движения вместо долгих рефлексий и просчетов возможных последствий от тех или иных шагов. Тем более что о выделении линии для автобусов и “рогатых” на проспекте Абая, а также о запрете парковки на всем протяжении магистрали говорили еще с прошлого года. Предполагалось, видимо, что народ окажется готов к нововведению и начнет заранее избегать проспект имени главного национального поэта. Возможно, население и радо было бы это сделать, только вот бежать некуда: почти параллельную улицу Жандосова перекопали и закрыли на все лето, а Сатпаева забита и без всяких дополнительных ухищрений.
Возможно - хотя это и не оглашается - в приоритете у инициаторов проекта было не столько удобство пользователей ОТ, сколько желание очистить одну из основных транспортных магистралей от частного транспорта. В принципе, цель частично достигнута - по Абая уже практически невозможно ездить в течение всего дня, еще до наступления ежевечерних пробок.
При желании можно, конечно, сослаться на передовой зарубежный опыт - во многих европейских городах ограничены зоны свободного доступа для автомобилей, очень высокие цены на парковку, непомерный транспортный налог, привязанный к уровню выбросов “цэ-о-два”, и так далее. При этом система общественного транспорта работает там практически безупречно (и безопасно, что немаловажно), поэтому у людей есть альтернатива: либо платить много на содержание своего авто, либо, практически не стесняя себя в комфорте, пользоваться муниципальными автобусами, трамваями и троллейбусами, а также метро.
Но есть одна проблема. В наших условиях автомобиль - тот самый “островок” безопасности, который раньше рисовали между двумя полосами движения. В нем можно укрыться от водителей автобусов, беспрерывно затягивающихся обычной сигаретой, а то и балующихся марихуаной, от опасности быть раздавленным распашными дверями или упасть в салоне при очередном торможении неудавшегося Шумахера. Автобусы Алматы с их неповторимой манерой перемещения - это уже, знаете ли, целый культурный пласт, источник анекдотов и народных баек. В свое время автор этих строк лежал в больнице вместе с 19-летним парнишкой из Шымкента, водителем городского автобуса. Тот взахлеб рассказывал, как разгоняет свой МАН до 80 км в час и пугает водителей легковушек. Про то, что происходит при этом с пассажирами, даже намеков не было - разве это интересно?
Тем временем для водителей южной столички готовится еще один сюрприз - уже давно ходят разговоры о том, чтобы сделать платной Восточную объездную дорогу. Вообще, в мире строительство платных магистралей - давняя практика. Но там в инфраструктуру вкладываются частные инвесторы, а потом десятилетиями отбивают свои расходы. Это так называемые длинные деньги. Деньги длинные, только вот жизнь коротка - видимо, поэтому у нас за проезд по трассе, построенной на народные средства, хотят еще раз заставить платить население.
Что-то не очень клеится у нас с международным опытом. Может, уже пора перестать его перенимать? Ведь, как говорил великий Абай, “слепое подражание, безумная удаль приводят к несчастьям”.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы