Гражданский толк
“Неужели нашему обществу нужны потрясения для такого интернационального единения?” - задался вопросом у себя на странице в Фейсбуке мажилисмен Мухтар ТИНИКЕЕВ, упомянув в качестве консолидирующих факторов для народа избиение Алиби ЖУМАГУЛОВА и смерть Батырхана ШУКЕНОВА. Единение, конечно, нужно, а потрясения - не очень, но проблема в том, что одно пока невозможно без другого.
Г-н Тиникеев умолчал еще об одной трагедии - паводках в Карагандинской области, которые сподвигли казахстанцев сообща помочь пострадавшим от наводнения. В Алматы добровольцы собрали 100 тонн (!)
гуманитарной помощи и отправили на север. Без указок сверху, директив и распоряжений. Просто Дина САБИРОВА решила, что нельзя оставлять соотечественников без поддержки, Бауржан ШУКЕНОВ предоставил киноцентр “Арман” (были и другие пункты) для сбора вещей и провианта, а неравнодушные граждане приходили, чтобы сортировать и грузить собранное. Собирались там бизнесмены, политологи, журналисты, веб-дизайнеры, пиарщики - в общем, личности, которых можно назвать настоящими казахстанцами. Не по статусу гражданства, а по чувству сопричастности к происходящему в стране. Нашлись, разумеется, и те, кто стал обвинять волонтеров в стремлении пропиариться на несчастье.
Можно было бы и не комментировать такие глупые нападки, но ситуация, когда все беспрестанно уличают друг друга в самопиаре, видимо, требует пояснения. Мы жили бы в прекрасной, удивительной стране, если бы миллиардеры пиарились на помощи больным детям; политики повышали рейтинги, собственноручно убирая мусор в парках, а селебрити не могли бы спать, пока не прорекламируются на социальной защите ветеранов. И авторам обличительных комментариев тоже бы следовало почаще пиариться, срывая поясницу на погрузке грузовиков - вдруг понравится.
Стихийно организованная помощь карагандинцам, искреннее (хочется в это верить) сопереживание Алиби Жумагулову - это то самое гражданское общество, о котором, как об инопланетянах, у нас много говорят, но никто не видел. Опыта мало, регламентация пока не устоялась, поэтому вслед любой общественной активности летит критика: вещи-де пострадавшим от потопа высылают старые, их приходится сжигать; Алиби сам не ангел - нарвался, так зачем его защищать? Но история всегда отсеивает шелуху. В памяти останется важное, а важен не пепел от трусов и не сотни комментариев в соцсетях, а то, что, пожалуй, впервые люди так мощно заявили о себе как о коллективной силе. Которая многое может и с которой приходится считаться.
Но почему, как вопрошает депутат Тиникеев, для солидаризации населения нужны такие печальные поводы? А потому что причин для всенародной радости что-то не случается. Не летает казахский ГАГАРИН впервые в космос, знаменуя победу национальной науки. Не выигрывает наша сборная по футболу чемпионат мира. Не становится пока Алматы столицей Олимпиады, а даже если и станет - не сольется от этого народ в едином экстатическом порыве. Потому что ему незачем сливаться - от него тут ничего не зависит. В отличие от помощи пострадавшим от наводнения и насилия. К тому же не надо путать причину и следствие. Трагедия - это всегда плохо, а то, что народ объединяется, - хорошо. Гораздо хуже, если бы не объединился - беда-то все равно уже случилась...
Государству, конечно, хотелось бы иного отношения, что прекрасно видно по постоянным (и очень дурацким) флешмобам якобы населения в поддержку той или иной властной инициативы. При этом у нас кардинальная разница между государством и обществом проявляется в том, что государство живет и питается идеями, а людям нужна конкретика. Вхождение в тридцатку самых развитых стран - это прекрасно, но далеко и слишком аморфно. Это ничего не дает, кроме веры в светлое будущее, однако светлое - в будущем, а топит уже сейчас. И пока наши спутники бороздят космические просторы, одним казахстанцам нечего есть, потому что все потеряно, а другие высылают им еду, потому что, к счастью, потеряно не все.
Представители власти очень осторожно комментируют самоорганизацию населения, хотя, наверное, можно было публично порадоваться и даже наградить застрельщиков сборов. Кажется, у нас пока не привыкли к такому формату народного участия, зато привыкли к порочному кругу: народ ждет чего-то от государства, государство помогает, но заявляет, что сейчас рыночная экономика и ничего особо ждать не стоит. Потом все повторяется, причем население всегда в роли жертвы с протянутой рукой. В случае с помощью Карагандинской области стереотип был сломан, и внезапно обнаружилось, что государство, конечно, молодец, но мы и сами многое можем (а государственный бюджет, кстати, тоже ведь народные деньги).
Это, знаете, очень обнадеживает.
Во время кризиса 90-х в Южной Корее простые люди несли свои золотые украшения в национальный банк, чтобы поддержать экономику страны. У нас скроить общество по тем же лекалам попытался экс-аким Алматинской области Заманбек НУРКАДИЛОВ - но поскольку никто сам ничего никуда не понес, постольку бюджетников принудительно обязали сдавать свои сережки и кольца. Акция, разумеется, засохла на корню. Она бы и сейчас потерпела фиаско: люди не могут спасать эфемерную экономику, зато могут - и, главное, хотят! - спасти реальных соотечественников. По большому счету, это и есть настоящее спасение не только экономики, но и страны вообще.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы