2401

С новым ходом!

Тот, кто в детстве остался без подарка, отомстит за это, став депутатом

На этой неделе мажилисмен Алдан СМАЙЫЛ обратился к премьер-министру Кариму МАСИМОВУ с просьбой сделать праздник Наурыз национальной ценностью. Заодно депутат заявил, что нужно чтить великих казахских святых Кыдыр-бабá и Умай-анá, воспитывать детей именно на их примере, мол, негоже увлекаться Дедом Морозом и Снегурочкой.

На очередной Новый год, когда мои чада будут ждать подарков от Деда Мороза, мне, видимо, придется сказать им, что они пали жертвой карго-культа и надо подождать до марта, когда придет настоящий национальный святой. Впрочем, я полагаю, дети будут совсем не против Кыдыр-бабá, если оставить им и Санта-Клауса: кто же откажется весной от лишнего презента? Вопрос только в том, ратуем мы за импортосовмещение или нам нужно тотальное импортозамещение?
Проблема подспудно гложет омандаченное коллективное бессознательное не первый год. Все инициативы - от попытки заменить кока-колу кумысом до выстраивания собственной медийной образности - вдохновлены ощущением чего-то неправильного, когда дело касается национальной самобытности. Мы вроде бы казахи, а Новый год встречаем с русской Снегурочкой. У нас есть Ер-Тостик, а ребята смотрят американского Спанч-Боба. Даже день Святого Валентина какой-то неправильный, поскольку очень странно признаваться в любви, вдохновляясь святым католиком, в то время как подавляющее большинство населения в стране -
мусульмане-сунниты.
“Пора возвращаться к корням!” - вопит та часть нашего общественного устройства, что отвечает за идентификацию. Но не говорит, как это сделать.
И, как обычно, мы не одиноки в своих терзаниях. На Украине Деда Мороза понемногу замещают Николаем-Чудотворцем как более аутентичным персонажем для истерзанного братоубийственным конфликтом национального сознания. В Чехии пишут коллективные письма с требованием вернуть статус младенцу Иисусу-дарителю, который исторически отвечал за рождественские радости, но оказался вытесненным Санта-Клаусом.
Правда, в названных странах ищут, так скажем, темпоральный эквивалент - то есть фигуру, которая не перенесет и не заменит, ставший привычным, праздник, но будет для него новым символом. А у нас в силу определенного культурологического диссонанса хотят, кажется, и сам праздник грохнуть в угоду пущей нацио­нальной идентичности (даже Аяз-ата считается чужеродным порождением!). И не понимают, что это невозможно в силу простого факта: наша страна, как и большая часть мира, живет по Григорианскому календарю. Вот и президент поздравляет население с Новым годом, и вообще вся жизнь заточена под 12-месячный цикл, начинающийся с января.
Советский исследователь УГРИНОВИЧ в книге “Искусство и религия” очень интересно писал про церемониальность, сопровождающую жизнь любого человека, и сокрушался, что коммунистическая традиция в торжественности пока уступает церковной. Поэтому и детей крестили, и бабушки ходили в церкви свечи ставить, и апашки наши пекли баурсаки на Курбан-айт. Невозможно волюнтаристски и одномоментно избавиться от того, что копилось и пестовалось десятилетиями, что делали родители, а до этого - родители родителей.
Ну и самое главное - совершенно непонятно, чем мешает г-ну Смайылу пресловутый Дед Мороз. Кстати, на того же Спанч-Боба накидываются те, кто не видел ни одной серии из мультфильма. А это вполне себе симпатичный персонаж, транслирующий общечеловеческие ценности. И если бы не было Спанч-Боба, то его следовало бы придумать.
Дед Мороз со Снегурочкой тоже вроде никакого негатива не несут. Не призывают к свержению конституционного строя, не разжигают межнациональную, социальную, сословную и разную другую рознь. Они просто приходят на Новый год, чтобы дети верили в чудо. А если депутат Смайыл против того, чтобы подрастающее поколение “слишком увлекалось” чудом, то, видимо, у него на это свои веские причины.
Может, когда-то в детстве он остался без подарка?

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть