1974

Не делайте из духовной пищи Минкульта!

Похоже, сбывается то, о чем мы все так долго мечтали: в сфере культуры вводится государственный контроль. Пока непонятно, когда появятся специалисты по неконтролируемому подтексту, но то, что демиургам теперь придется семь раз отрезать, прежде чем один раз отмерить, уже, кажется, не вызывает сомнений.

Сцена вопроса
Не так давно министр культуры и спорта Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ обозначил новую политику государства в отношении театров, причем как государственных, так и частных. При Минкульте будет создана репертуарная комиссия, которой вменяется отбор подходящих пьес для сценического воплощения. Из этого сразу следует, что сейчас подходят далеко не все спектакли, но какие именно не соответствуют высоким требованиям передового казахстанского театрального искусства, пока неизвестно. Упор министерство планирует делать на постановках, воспитывающих чувство патриотизма, отображающих современное состояние казахстанского общества, актуальную проблематику и так далее. При этом министр в своей риторике избегает слова “цензура”, что может означать только одно: даже этим словом не передать, как всем станет хорошо. Театральные деятели пока заняли выжидательную позицию - прикидывают, достаточно ли патриотичен “Чиполлино” и отражает ли реалии современного Казахстана “В ожидании Годо”.
Но в конечном итоге все зависит непосредственно от министра. И от того, насколько долго он им останется.
Вообще какие-то шаги в плане попыток регулирования сферы культуры начал не он и не вчера. Несколько лет назад были приняты поправки в Закон “О культуре”, в котором вводились понятия “национальный фильм” и “прокатное удостоверение”. Таким образом была сделана попытка внести какую-то осмысленность в хаотическое поле кинопроката. Кое-что и вправду удалось, во всяком случае, сейчас перед каждым фильмом появляются дисклеймеры с указанием возрастного рейтинга. Однако всем понятно, что специальная комиссия, должная просматривать каждый фильм перед выдачей прокатного удостоверения, ничего не смотрит, никаких своих рекомендаций не выдает, а просто заверяет существующий зарубежный рейтинг. Или, если это касается отечественного фильма, слушает продюсера.
Еще интереснее ситуация с государственным языком. По закону каждый прокатный фильм должен иметь копию на казахском, которая обязана быть предоставлена к показу по первому требованию зрителя. На деле же основной вал проката на казахский не дублируется, никто ничего не требует, а крупные дистрибуторы просто время от времени делают образцово-показательные премьеры дублированных блокбастеров. То есть, как у нас обычно бывает, строгость законов компенсируется необязательностью их неукоснительного исполнения. Живем-то не по законам, а по понятиям. Что в нашем случае можно счесть за благо, поскольку понятия людей, пишущих законы, не всегда выдерживают конкуренцию с понятиями, по которым живут все остальные.
Затея с комиссией по театральному репертуару может закончиться таким же пшиком: все пьесы, за исключением совсем уж явного неликвида, будут одобрять, протаскивать своих, заискивать перед вышестоящими. Возможен и другой исход: Министерство культуры и спорта действительно станет формировать культурный фронт, направляя население в нужное русло в соответствии с возложенными на него задачами. Осталось выяснить, в чем они заключаются.

Запретный плод
Известный пиар-специалист Куат ДОМБАЙ на своей странице в Фейсбуке выразил исконные чаяния многих казахстанцев - он призвал заблокировать в стране зарубежные детские телеканалы либо ввести дополнительную плату за их просмотр (“Балам, папа получил зарплату, мы решили тебя побаловать немного TiJi”). По мысли пиарщика и общественного деятеля это приведет к тому, что дети станут смотреть отечественный канал “Балапан”, что, в свою очередь, благотворно отразится как на маленьких зрителях, так и на канале.
То есть морковка тут же станет слаще и сочнее, если у потребителя забрать мандарины - по такому же нехитрому принципу работало центральное телевидение СССР, недостижимое в плане масштабов охвата населения. Все, кто включал телевизор в Союзе, автоматически смотрели ЦТ - CNN умирал от зависти.
Примечательно, что пиарщик Домбай, часто прибегающий к иностранной терминологии, единственным выходом для развития “Балапана” видит наложение запрета на другие каналы, а это привет из того же СССР, который сам Домбай вспоминает с содроганием. Ограничительные меры никогда не способствовали росту качества продукции, и без упомянутого TiJi под боком отечественному “Балапану” вообще не надо будет думать о собственном развитии. Более того, если бы не иностранные каналы, “Балапан” никогда бы не появился - большую часть его эфирного времени занимают дублированные на казахский язык зарубежные программы и мультфильмы.
Хотя суть вопроса, конечно, не в этом. Суть - в природе мышления, которое не поменялось с обменом партбилета на сертификат MBA. И хотя это не утверждается прямо - судя по всему, инициатива Министерства культуры и спорта тоже инспирирована волшебной тягой к запретам. Целеуказания в первую очередь будут идти от обратного: это нельзя, а вот это нельзя ни в коем случае.

Вперёд, в прошлое?
Может показаться удивительным, но в контексте всеобщего запретизма власть и народ уже демонстрируют небывалую консолидацию. Население у нас привыкло, что государство прописывает ему, что хорошо, а что плохо. Можно сказать, пипл даже соскучился по персту указующему.
Даже если под эгидой заботы о народном благе станут перманентно закручивать гайки, народ будет только рад: ведь если гайки закручивают, значит, они все-таки есть - чем не свидетельство стабильности в общемировой неразберихе?
К тому же даже в среде очень традиционно ориентированных казахов живет парадоксальная ностальгия по советским временам. То есть СССР, конечно, был империей зла и много горя народу принес, но ведь были фильмы, был дубляж, была литература, и вообще много чего было - в казахской прессе об этом пишут постоянно. Возможно, именно поэтому в коллективном бессознательном закрадывается подозрение, что запреты пробудят к жизни настоящих героев и сермяжные таланты, дефицит которых ощущается острее, чем спорадическая нехватка “народного” бензина АИ-92.
Надежды, конечно, мало. И, если честно, все это полная ... (удалено по предложению комиссии по контролю за патриотичностью и интеллигентностью СМИ).

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть