Просто Мария
Почти отцвел “Қызыл өрік”, и жүрек совсем не ауырмайды - на пьедестал народной любви плотно села песня Асхата ТАРГЫНОВА “Мария”, вольный кавер старой итальянской композиции “Мария Магдалина”.
“Чип-чип-чип! - заливается Асхат. - Мария, ох-хох-хо!”. Народ сходит с ума, на youTube у кустарного клипа к новому хиту уже больше 600 тысяч просмотров. Говорят, уже ни одна свадьба не обходится без “Марии”, а свадеб у нас много, даже пока еще больше, чем последующих разводов. Музыкальный продюсер Алуа КОНАРОВА пожаловалась, что казахи постоянно цепляются к текстам ее подопечных - тут не то, там не так. А сами потом пляшут под “Чип-чип-чип”. Но народ можно понять. Когда Ringo поют: “Отырар болып қорғанып / Түркістан болып қомданып /Алтындай қымбат аймаққа / Алтын Орда боп орнады? (“Защищали Отырар, налились силой в Туркестане и на благословенной территории стали Золотой Ордой”. - Т.Б.), то подразумевается какой-то культурный контекст. Слушателям надо пытаться разобрать слова и как-то задействовать свой мыслительный аппарат. А жизнь и так тяжела, к чему эти подводные камни ненужных аллюзий? Родителям жениха не нужна Золотая Орда, они хотят, чтобы у молодых все было чип-чип-чип, охо. И их можно понять.
Некоторые люди пытаются уличить “Марию” в бессмысленности, в то время как бессмысленность и есть главная составляющая ее успеха. Эта песня, как древние мистерии, создана для выхода в экстатическое состояние. Она проникает сразу в сердце, минуя разум. Ее не надо понимать, ее нужно напевать и под нее танцевать. Кому вообще интересно, о чем слова “Ламбады” или “Макарены”? Такие песни не про тексты, а про неизбывное желание человека плясать в любой радостной ситуации.
Что характерно, “қызыл өрік” и “Мария” существуют вне так называемого передового музыкального контекста. Они пролетают мимо гламурных премий, их не видно на днях отечественной культуры за рубежом. Ситуация чем-то напоминает историю “Мистера Кредо” - весь постсовок заслушивался его “Медляком”, а в чартах он появился только спустя время, когда игнорировать полунаркотические завывания исполнителя было уже просто невозможно. С тех пор, например, в России многое поменялось, и попсовый андеграунд незаметно слился с мейнстримом.
А у нас сложилась парадоксальная ситуация. Все вроде бы говорят, что вместо шоу-бизнеса у нас той-бизнес, но при этом собственно той-песни профессиональной музыкальной тусовкой массово игнорируются. В этом, собственно, трагедия отечественной эстрады: она хочет делать качественный продукт, но при этом понимает, что зарабатывать будет все равно на свадьбах. Там же, где “Мария” и “қызыл өрік”. Это игра в одни ворота. Народ, может быть, даже понимает, где аранжировки побогаче и пение с мелизмами, но для тоя главное не это, а настроение. И никому дела нет, откуда ты его возьмешь.
Поэтому Асхат Таргынов не скрывает, что песня собрана на мотив итальянского хита 70-80-х. Только там была Мария Магдалина, а у нас стала “Мария арман едің” (“Мария - мечта”). То есть в итальянской версии фигурировала святая, а в казахстанской ничего святого не осталось.
Зато осталось самое главное. Чип-чип-чип.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы