260

Не вывозят?

Что не так с алматинским проектом “Школьный автобус”, если его сначала оптимизируют, сокращая рейсы, а после докупают новые единицы транспорта

Не вывозят?

Три года по Алматы курсируют приметные желтые скулбасы. Платить за развозку школьников родителям не нужно, за безопасностью следят сопровождающие, а везут школяров порой через весь город, был бы прописан маршрут. В начале этого учебного года городской акимат сообщал об оптимизации проекта - сокращали число машин и рейсов. При этом недавно закупили еще сотню новых автобусов - сейчас они ждут постановки на учет и готовы выйти в рейс. Почему проект стал задачкой с двумя неизвестными?

Поднять тему алматинских школьных автобусов нас побудила картина, которую мы изо дня в день наблюдали по дороге в редакцию. Возле ж/д вокзала Алматы-2 на спецстоянке безвыездно находились десятки желтых скулбасов. Они не выезжали за ворота ни утром, ни днем, ни вечером - в самые горячие часы развозки. Не прикрыли ли проект, о котором так шумно было заявлено, задумались мы.

Но и в алматинском управлении образования, и в коммунальном автобусном парке №4 от компании “Электротранс” нас уверили: городская развозка функционирует. Проект этот городской, действует только в мегаполисе - подобные машинки, курсирующие в Алматинской области, к нему не относятся, это частные спонсорские инициативы или закуп отдельных областных школ. Например, в некоторых селах области специальные автобусы организуют развозку детей, живущих не в самом селе, а в прилегающих дачных массивах. Как правило, развозку оплачивает акимат. Но есть случаи, когда с ребенка приходится доплачивать по 100 “мотивационных” тенге водителю.

Нам объяснили: стоящие возле ж/д вокзала автобусы - новые единицы, которые готовят к вводу в проект в Алматы.

Сегодня этот спецтранспорт обслуживает 58 школ в южной столице, развозя более 12 тысяч учеников. С понедельника по пятницу 210 автобусов (первая сотня появилась в 2023-м, на следующий год докупили еще) совершают 1033 рейса. Из них 150 автобусов марки Youtong, рассчитанных на 20 пассажиров, есть и на 36 сидячих мест марки Golden Dragon. На старте проекта город закупил разные модели. Но практика показала, что большие автобусы ездили полупустыми, сейчас предпочтение отдают компактной технике.

                                                                                   ***

Директор КАП-4 (именно этот парк ответствен за развозку и обслуживание спецтехники) Исахан ИМАНБЕКОВ объясняет: они готовы взять на обслуживание все 216 школ города. Но некоторые учебные заведения отдают предпочтение частникам - все решает система тендеров.

Директор КАП-4 (именно этот парк ответственен за развозку и обслуживание спецтехники) Исахан ИМАНБЕКОВ.

С редакционным запросом мы обратились в управления образования (проект - их детище) и организации дорожного движения и пассажирского транспорта акимата Алматы. Но ответы, которые пришлось ждать довольно долго, получили обтекаемые: исполнители старательно избегали финансовой стороны вопроса.

А после мы и вовсе обнаружили нестыковку. Так, руководитель управления образования Алматы Сайран САЙФЕДЕНОВ в августе 2025-го на брифинге в региональной службе коммуникаций заявил об оптимизации рейсов школьных автобусов. Развозку оставили лишь в 44 школах более чем для 7 тысяч детей. 24 школы перед стартом нового учебного года отказались от бесплатного (для родителей) подвоза. К слову, ранее “доступная среда” обходилась муниципальной казне более чем в 4 миллиарда тенге. Стоимость одного рейса составляла 27 423 тенге для 20-местного автобуса и 29 967 тенге для 36-местного.

По словам руководителя управления, ужаться решили якобы для экономии и с учетом пожеланий родителей. При этом многие родители школьников говорят, что отказываться от развозки вовсе не собирались.

- Из развозки в этом году мы вылетели - ее оставили только для учеников 5-7-х классов, - говорит Жанель АДИЛЬ.

Теперь мама ищет школьников-попутчиков для дочери: три-четыре семьи в складчину нанимают водителя на легковушке.

Сюрпризом стало отсутствие развозки в школе и для Галины ВЛАСЕНКО:

- Директор школы самовольно решила отказаться от развозки. Нам заявили: переводите детей в школу по микроучастку. Но с этим сложности - ребенок ходил в школу с русским языком обучения, ближайшая такая еще дальше, чем та, в которую он ходит сейчас.

                                                                                ***

Что же придумали в управлении образования? Спустили идеи оптимизации в школы и уже на месте администрация выдавила из развозки не самых нуждающихся? Или проект, о котором так шумно и положительно было заявлено, на деле не доказал своей необходимости? А может, решили наконец навести порядок в школьной “миграции” и не тратить бюджетные деньги на тех, кто учится не по микроучастку?

Все эти пункты в нашем запросе в управлении образования почему-то проигнорировали. Не объяснили и то, откуда спустя полгода в проекте взялись дополнительные школы, и выросшее почти вдвое количество детей.

Зато, ссылаясь на типовые правила приема на обучение детей и закон “О миграции”, объяснили, что переток учеников в более сильные цент­ровые школы вполне законен, а школы просто не имеют права не принимать детей любого возраста, если даже и живет ученик на значительном расстоянии от учебного заведения. Хотя раньше всегда настаивали, что школа в первую очередь обеспечивает местами детей по микроучастку, а со стороны учащихся берет, только если остаются свободные места. При нынешней густонаселенности в мегаполисе кажется нереальным, что в центровых школах есть свободные места, поэтому и весь проект с организованной школьной миграцией выглядит так странно.

                                                                                 ***

Напрямую транспортная компания со школами не работает - только через городское управление образования. Школы собирают данные с родителей, подают свои заявки, проводят тендеры. Некоторые директора предпочитают работать с частниками. По желтым муниципальным скулбасам управление образования само спускает уже готовые списки и даже маршрутные листы.

Проект так и функционирует: учится ребенок в Бостандыкском районе, а живет в Турксибском - повезут! Самый протяженный маршрут школьного автобуса составляет 110 километров. Он тянется из Алматы в поселок Алатау в школу №7. Обслуживают скулбасы и сложные горные маршруты.

Сколько автобусов выделят на школу, решают спрос и, очевидно, настойчивость директора - в микрорайонах “Кайрат” и “Жетысу” на одну школу могут выезжать до дюжины автобусов. Опираются, конечно, на главное условие: ребенок должен проживать в черте города. Хотя и у этого правила на практике есть исключения. В автобусном парке нам рассказали: учеников школы №177 развозка доставляет в Коянкус. А это теперь даже не Алматинская область, а город Алатау, имеющий особый статус.

Тем временем в личной беседе “не под диктофон” в одной из алматинских школ поделились: закрываясь на капитальный ремонт, они по примеру коллег обратились с запросом на развозку детей от старой школы до той, которая на время принимает школьников. И получили однозначный ответ: скулбасов на всех не хватает! На время капремонта детей возили туристические автобусы частников. Родителям за эту услугу платить не пришлось - автобусы были наняты на бюджетные деньги. Но почему тогда этих детей лишили права передвигаться на безопасном и комфортном спецтранспорте?

                                                                                ***

Приехав на спецбазу ниже проспекта Рыскулова в выходной день (только так можно поймать всю технику), нам удается сделать интересные кадры: сразу 200 школьных автобусов, обеспечивающих доставку ребятни в школы и обратно, выстроены в идеальном порядке очереди и графика.

Не без гордости нам рассказывают, как удалось смоделировать стоянку автобусов так, чтобы утром водители не задерживались и не сбивались с графика. Показывают медкабинет: умная техника знает каждого из 214 работающих здесь водителей (есть резервные кадры) в лицо, система сама загружает данные в базу - не договоришься. Результаты анализов, в том числе и пробы на алкоголь и наркотики, хранят в течение трех с половиной месяцев.

В автобусах уже в процессе эксплуатации внесли некоторые изменения: добавили сиденье для сопровождающего педагога, поменяли ремни безопасности, оснастили камерами записи происходящего не только на дороге, но и в салоне. Камеры уже сработали. Был случай: автобус, двигаясь по залитой дождем улице, поймал колесом люк, ребенок в салоне разбил лицо.

- Несмотря на возмущение водителя, мы его уволили. Наша первоочередная задача - безопасность маленьких пассажиров: пока всех не зафиксируют, трогаться нельзя. Об этом водителю говорит сопровождающий, есть и индикация непристегнутых пассажиров, - говорит директор коммунального автобусного парка №4.

Требования к водителям строгие: не просто категория D, но и пять лет опыта в общественных перевозках.

В процессе подготовки этого материала читатели поделились с нами информацией, что зарплата у водителей школьных автобусов составляет не больше 85 тысяч тенге. Мол, остальную сумму до конкурентоспособной добивают уже непосредственно в школах: устраивают водителей на вакантные должности фиктивно. Но в управлении организации дорожного движения и пассажирского транспорта, отвечая на наш запрос, подчерк­нули: эта информация не соответствует действительности. А на автобусной базе нас уверили: в месяц водитель скулбаса может получать до 500 тысяч тенге.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть