214

Испытание для новосёлов

Плесень под потолком, вода под линолеумом, холодные комнаты и опасные печи

Испытание  для новосёлов

С такими проблемами столкнулись очередники Нуринского района Карагандинской области после получения жилья по госпрограмме. “Счастливчики” утверждают: предоставленное жилье оказалось с серьезными нарушениями строительных норм. По последним официальным данным, в очереди на жилье там стоят 540 человек. В 2025 году, как сообщили в пресс-службе акимата, квартиры получили 59 семей.

Мы чуть не угорели

Многодетная мама Акбокен УМБЕТБАЕВА три года стояла в очереди на жилье. В 2024-м ее семье по госпрограмме выделили квартиру в поселке Нура, в доме на четырех хозяев по адресу: улица Акпаева, 164. У женщины пятеро детей: младшему два года, старшая дочь, 16-летняя студентка, учится в Астане.

Акбокен УМБЕТБАЕВА.

По словам Акбокен, проблемы начались почти сразу после заселения. В квартире, утверждает она, постоянно сыро, а под натяжным потолком по­явилась плесень.

- Мы сами сняли натяжной потолок, чтобы убрать плесень. Часть недочетов устраняли за свой счет. Но окна, система отопления - это уже перебор, - говорит женщина.

Особую тревогу вызывает отопление. В доме установлены печи на твердом топливе, у каждого хозяина своя. По утверждению Акбокен, установка произведена с нарушениями.

- Печка работает неправильно. Насосы постоянно выходят из строя - я уже купила четыре, собираюсь покупать пятый. Если печь тухнет, в доме сразу становится холодно, - рассказывает хозяйка.

По словам Акбокен, на прошлой неделе семья едва не пострадала из-за неисправной печи.

- Мы могли угореть, нас спасла сес­тра: она утром пришла, а в прихожей дым. Меня еле разбудили, дети сильно кашляли. Мы обращались в медуч­реждение с отравлением угарным газом. О том, что система отопления работает неправильно, мы неоднократно говорили специалистам ЖКХ. Нам обещают устранить проблемы и просят подождать, но на деле ничего не делается, - утверждает женщина.

- Из-за условий в доме мы были вынуждены его закрыть. Сейчас снимаем другое жилье за 50 тысяч тенге в месяц. Мы живем на одну зарплату мужа, а старшая дочь в Астане тоже арендует квартиру. Нам и так тяжело. Однажды в наш закрытый дом проник посторонний человек. Открыл, как ни странно, своими ключами. Заявил, что он подрядчик. Пытался запретить нам давать интервью. Я написала на него заявление в прокуратуру. Это же беспредел, нас просто хотят запугать и заткнуть, - добавила женщина.

При этом Акбокен подчеркивает: она не требует компенсаций или другого жилья.

- Мне говорили, что есть гарантия. Я прошу не денег, а чтобы устранили строительные недоделки. Это вопрос безопасности моих детей, - говорит она.

Жалобы и опровержения

Аналогичные жалобы у многодетной жительницы поселка Тогжан МАЛГАЖДАРОВОЙ. Она получила квартиру в том же доме на улице Акпаева, 164. Радость от новоселья, по ее словам, была недолгой.

- Мы тоже чуть не угорели. Это было в начале января. Я тогда ночью не спала, и, возможно, именно это нас спас­ло, - рассказывает женщина.

Тогжан также жалуется на постоянную сырость, из-за которой дети часто болеют. Сейчас двое из них регулярно делают ингаляции, а у младшего по­явилась одышка. Женщина отмечает, что проблемы со здоровьем у ребенка были и раньше, но условия в квартире очень усугубили ситуацию.

- Мы переезжали сюда с надеждой, что станет лучше. Но получилось на­оборот, - говорит Тогжан Малгаждарова.

Ранее в социальных сетях появлялась информация о жалобах очередников на качество дома по адресу: Жауынгер-Интернационалистер, 26. Несколько женщин заявляли, что жилье якобы построено некачественно и из старых материалов.

Позже одна из них публично отказалась от своих слов, заявив, что сказала их “не подумав” и претензий к качеству жилья не имеет. Этот эпизод вызвал еще больше вопросов у других очередников. Одни говорят о страхе потерять квартиру, другие - о давлении, третьи - о незнании собственных прав и процедур.

Очередь движется, но не для всех

У жительницы поселка Нура Александры ЯКОВЛЕВОЙ другая проблема. Она утверждает, что не может получить жилье из госфонда, несмотря на то что, по ее словам, стоит в очереди первой. Женщина воспитывает шестилетнюю особенную дочь и живет вместе с родными в ветхом доме 1958 года постройки.

- Мы живем, по сути, в бабушкином доме, который давно требует капитального ремонта. Дом старый, тес­ный, всего 30 квадратных метров, места очень мало, условия далеки от нормальных. Я не понимаю, как в районе распределяется очередь, - недо­умевает Александра.

Но даже находясь в таком сложном положении, на проблемную квартиру она не согласна.

- Я читала в соцсетях о некачественных домах. И не хочу оказаться в такой ситуации. За качеством жилья должны следить особенно тщательно, ведь на это тратятся бюджетные деньги, - отмечает женщина.

Акимат не виноват. Как обычно

В пресс-службе акимата Нуринского района сообщили, что дом по адресу: улица Акпаева, 164, находится на трехлетней гарантии, а возникающие неполадки и недоделки, строительный брак устраняют по мере поступ­ления обращений.

- Жалобы в основном поступают от одних и тех же нескольких жителей. Большинство проживающих с проб­лемами не обращались. Есть случаи, когда сами жильцы доводят состояние квартир до плачевного, - сообщили в акимате.

По информации ведомства, жилье приобретается методом государственных закупок в рамках концепции развития жилищно-коммунальной инфраструктуры на 2023-2029 годы и на квартиры имеется техническое заключение.

- Ранее в соцсетях также звучали жалобы на дома по улице Жауынгер-Интернационалистер, 26. Обследование проводило ТОО “ТамерланТехсервис” в сентябре 2024 года. На покупку шести квартир было выделено 106 млн тенге. Квартиры признаны исправными и пригодными для проживания, в отопительный период дом отапливается от центральной котельной, - уточнили в акимате.

В ведомстве также сообщили, что с мая 2025 года функции распределения жилья переданы в АО “Отбасы банк” и в настоящее время продолжается процесс распределения, в том числе по указанным адресам.

Аида ДАСТАН, Караганда

Поделиться
Класснуть

Свежее