2182

Операция “Кооперация”, или Ганди-детектив

Веселая история на днях приключилась со мной в парке имени Махатмы Ганди в Алматы. Не столько даже веселая, сколько показательная. Если вкратце, то она о том, как я боролся с нелегальной торговлей. Но обо всем по порядку.

Операция “Кооперация”, или Ганди-детектив
Стихийная торговля процветает.

Я помимо журналистики занимаюсь еще и общественной деятельностью - состою в общественном совете при акимате Алмалинского района. Наш акимат - единственный районный акимат в Алматы, у которого есть свой общественный совет (ОС). Люди, в нем участвующие, - все активисты, душой болеющие не только за свой район, но и за весь город. Каждый из членов ОС постоянно обходит городские улицы, встречается с людьми, фиксирует жалобы, вопросы и предложения и сигнализирует о них в акимат для принятия соответствующих мер. Это преамбула.

                                                                          ***

В минувшие выходные я с семейством отправился в парк им. Ганди поиграть в бадминтон.

Гляжу, а там на одной из скамеечек торговцы разложили свой нехитрый товар: игрушки, сладости, напитки. По парковым аллеям колесили электрические машинки, катая довольную детвору, а чуть поодаль стояла невзрачная тачка, с которой трое молодых людей продавали сладкую вату.

Все эти нелегальные бизнесмены (у них нет никаких разрешений на торговлю товарами и услугами в данном месте) - головная боль для большинства отдыхающих в парке, потому что гулять по аллеям приходится постоянно с оглядкой, не мчится ли сзади электромобиль. На скамейках частенько валяются остатки недоеденной сладкой ваты (это к вопросу о культурном воспитании алматинцев), а под скамейками свален мусор: бутылки, пакеты и прочий хлам.

Справа от меня в зарослях прячется точка продавцов сладкой ваты.

Мы, члены ОС, скооперировавшись с районным акиматом, стараемся бороться с этой теневой экономикой, потому что вседозволенность рождает порой страшные последствия. Люди могут отравиться той же сладкой ватой или вареной кукурузой, электромобильчики могут кого-нибудь сбить. И при таких раскладах никто не понесет никакой ответственности. Причем самое страшное, что такая ситуация не только в парке им. Ганди, а во всех парках и прочих местах, где массово отдыхают люди.

Поэтому, увидев торговцев, которые обнаглели настолько, что даже приклеили свой QR-код на электрический столб, я запечатлел это безобразие и скинул снимок акиматовским работникам, а сам пошел играть в бадминтон.

                                                                          ***

Через несколько минут к тому месту, где мы обосновались, прибежали молодцы, торгующие сладкой ватой. Спрятали свою тачку в заросли, а сами присели на скамейку, и то и дело нервно проводили рекогносцировку.

В это время мне пришло сообщение от акиматовских, что нелегальным торговцам выписан штраф, на них составлен административный протокол и они выдворены с территории парка.

“А как же продавцы сладкой ваты?” - не выдержал я и отправил им фото спрятанной в зарослях тачки.

Через несколько минут одному из продавцов сладкой ваты позвонили на мобильный. Он ответил и начал странно озираться по сторонам.

- Че там, брат? - спросил его один из напарников.

- Да мент звонил, сказал, что кто-то по парку ходит и на нас жалуется. Вот сейчас снова пожаловался, что мы здесь прячемся. Мент сказал уйти в другое место.

Они тут же выволокли свою тачку из зарослей и перебазировались еще метров на 200 от меня.

Я снова их сфотографировал и отправил снимок в акимат. Через какое-то время молодчикам снова позвонили, и они вновь перебазировались в другое место, все так же нервно озираясь по сторонам.

                                                                            ***

К этому моменту мне пришлось уже забыть о них, но… оштрафованные и выдворенные торговцы вернулись и принялись снова раскладывать свои товары на одной из лавочек.

И опять пришлось писать в акимат. На этот раз уже, видимо, кто-то из полицейских огреб по полной, потому что буквально через 10 минут и торговцы, и прокатчики электромобилей грустной вереницей потянулись из парка прочь. Причем, пока шли, они буквально впивались взглядом в каждого встречного, пытаясь вычислить, кто на них настучал.

К сожалению, такие разовые демонстрации не помогают никак. Уже на следующий день, я уверен, торговцы вернулись на облюбованное место (не зря же там QR-код висит), а вместе с ними и прокатчики, и продавцы сладкой ваты и кукурузы.

                                                                          ***

В акимате мне пояснили, что не могут бороться с такими торгашами, потому что, пока они по жалобам жителей вызывают полицию, их (нелегальных торговцев) кто-то предупреждает, и, пока патруль приедет, на месте, как правило, уже никого нет.

В парке, к слову, есть пункт полиции, который, по мнению простых обывателей, мог бы следить за порядком на вверенной ему территории.

Но, как оказалось, дежурящие в нем полицейские не могут отходить от пункта более чем на 10-15 метров, потому что этот пункт прежде всего для приема сигналов от граждан о каких-то происшествиях. Полицейские эти сигналы затем передают дежурным в 102, а те уже направляют патрульные экипажи для принятия мер.

Полицейским запрещено отходить далеко от будки.

Из этой логики следует, что, если, к примеру, в 20 метрах от пункта будут кого-нибудь насиловать, полицейским останется только наблюдать и сигнализировать, сигнализировать и наб­людать. Но никак не вмешиваться, потому что есть периметр, за который им выходить нельзя.

Кстати, вспомнил, как в прошлом году по моей очередной жалобе убрали электромашинки из парка. Так вот в тот же день мне позвонила какая-то женщина, назвавшаяся мамой маленького ребенка, который любит кататься на этих машинках. А я, нехороший дядя, лишаю ее ребенка этого удовольствия.

Вы только представьте: пришли вы, к примеру, в парк и не обнаружили там продавцов мороженого, допустим. Будете ли вы выяснять, куда они пропали и кто в этом виноват? Думаю, вряд ли. А эта женщина выяснила. А когда я спросил, кто ей дал мой номер телефона и сказал, что это я пожаловался, она на голубом глазу заявила: местные полицейские.

На Сайране тоже процветает “теневая экономика”.

Так, может, местным стражам порядка лучше помочь нелегальным торговцам получить право на легальную торговлю на их территории, чем просто крышевать и предупреждать о грядущих рейдах? Тогда и торговцы смогут спокойно работать, и граждане будут чувствовать себя в безопасности, и бюджет станет пополняться.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Марии БАХТИГАРЕЕВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть