3826

На разных уровнях проблемы

Почему ни один аким Алматы не может обеспечить город многоуровневыми автопаркингами

На разных уровнях проблемы
Аким Медеуского района Еркебулан Оразалин обрадовал жителей микрорайона “Самал-1” отменой стройки паркинга во дворе.

О строительстве механизированных автостоянок в самом густонаселенном городе страны говорят уже более 20 лет. Каждый аким Алматы обещал освободить дворы и обочины дорог от машин, избавиться от стихийных автостоянок. Бонусом к этому - снизить количество пробок и случаев ДТП из-за поиска мест, где можно припарковать автомобили. Даже появились два долгостроя - в микрорайонах “Коктем-3” и “Самал-2”.

За это время в Алматы вырос­ло много современных жилых комплексов с подземными паркингами. Однако машин во дворах и на обочинах дорог меньше не стало: не все жильцы готовы приобрести парковочное место по высокой цене от застройщика. Вот и ставят авто где придется. Зато бесплатно!

А механизированные муниципальные парковки так и не построили. И не торопятся, так как они однозначно бесплатными не будут. А горожане не желают платить за места для машин.

Тем не менее в феврале 2023 года на встрече с жителями Бос­тандыкского района аким Алматы Ерболат ДОСАЕВ по­обещал: в городе скоро появится первый муниципальный многоярусный паркинг.

- На одной из предыдущих встреч с жителями района поднимался вопрос по объекту незавершенного строительства под паркинг в микрорайоне “Коктем-3”. Национальный банк передал данный объект на баланс города. Строительство этого первого многоярусного муниципального паркинга на 267 парковочных мест завершится до конца года, - сказал тогда аким Алматы.

В июле того же года директор “Алматы паркинга” Владимир НИ в интервью нашей газете рассказал, что это будет муниципальная платная парковка, на которой парковаться смогут все (см. “Кто раньше встал, того и место”): “Не будет никаких персональных мест: заехал и занимаешь свободное на общих основаниях”. Тогда обещали начать с долго­строя в микрорайоне “Коктем-3”. Парковки планировали сделать механизированными высотой три-четыре этажа.

В сентябре 2023 года на встрече акима с жителями Медеуского района люди задали вопрос про недостроенную многоуровневую парковку по улице Снегина в микрорайоне “Самал-2”. Она в заброшенном состоянии уже 15 лет. Жители жаловались на то, что на том долгострое частенько собираются асоциальные элементы и бродячие собаки, а это вызывает беспокойство за безопас­ность.

Аким тогда сказал, что этот вопрос уже набил оскомину, поэтому в бюджете на 2024 год заложат расходы на строительство многоярусного паркинга “для удобства жителей и чтобы очистить улицы”.

С тех пор прошло еще два года, но эти объекты пока так и не построили. Почему?

Управление строительства только завершает разработку ПСД по многоярусной автостоянке в микрорайоне “Коктем-3”. А по долгострою в “Самале-2” (южнее улицы Снегина, западнее улицы Мендикулова) в районном акимате сообщили: сейчас есть сложности с демонтажом старого недостроенного паркинга. Его должны снести, а на этом месте построить новый. Но в феврале этого года уже разыграли тендер на строительные работы. Их оценили в 251 825 544 тенге. Подряд достался ТОО “Отау-Курмет”. В техспецификации сказано, что здание будет одноэтажным и на его возведение уйдет четыре месяца.

И если в случаях с паркингами на месте долгостроев нет недовольных, то совсем другая ситуация сложилась в микрорайоне “Самал-1”. Там собирались строить еще одну парковку с нуля.

В свое время жителям этого микрорайона пришлось бороться за детскую площадку во дворе, которая оказалась проданной в частную собственность. Теперь на землю, которая расположена буквально за этой площадкой, посягнул сам акимат, но люди уже научились отстаивать свои интересы.

- Мы узнали, что в нашем дворе, между многоэтажками и частной школой, собираются строить многоуровневую парковку. Сейчас здесь есть место для проезжей сквозной дороги и для бесплатной стоянки, на которой паркуются жители микрорайона. Если же здесь построят многоуровневую парковку, то проезд закроется. К тому же дому №23 частично перекроют доступ к инсоляции - паркинг закроет ему солнечный свет, - рассказал нам житель микрорайона Виктор МАРСАКОВ. - Мы понимаем, что территория принадлежит государству. Оно и будет решать, что делать. Но мы просим хотя бы нас услышать. Неужели больше негде строить, кроме как во дворе, где и без того тесно? Здесь проживает примерно 500 семей.

В самом акимате нам подтверждали, что в этом микрорайоне планируют построить одноэтажную механизированную парковку.

- Общая площадь застройки 456 кв. м, высота и ширина одноэтажного здания - по 7 м, длина - 47 м, - пояснили в акимате.

Жители микрорайона переживали, что металлоконструкции и подъемный механизм многоуровневой парковки будут создавать много шума, особенно в ночное время суток. К тому же жители привыкли бесплатно парковаться во дворе. И с какого перепуга им теперь придется платить за то, что всегда было бесплатным в их дворе? И все это на фоне повышения цен на комуслуги, продукты питания, НДС и прочее.

В упомянутом интервью двухлетней давности директор “Алматы паркинга” уже предвидел, что местные жители могут возмутиться.

- Поэтому мы и запускаем именно пилотный проект. Если он сработает, масштабируем программу по разгрузке внутри­дворовых пространств. Пока планируем действовать так: оборудуем многоярусную парковку и поставим во дворе знаки, запрещающие стоянку частных автомобилей. Нарушил - штраф, - пояснил он тогда.

И отметил, что это неблагодарная работа: людям не нравится, когда их в чем-то пытаются ограничить. Как в воду глядел.

Буквально на прошлой неделе во дворе микрорайона “Самал-1” произошел конфликт между местными жителями и подрядчиком, изменивший планы местных властей. На ту самую территорию будущей механизированной автостоянки пришли рабочие и попытались поставить столбы для будущего ограждения. Но самальцы вышли во двор и не дали подрядчикам закончить начатое. В итоге на подмогу строителям приехали сотрудники районного акимата, чтобы успокоить жителей.

- Этот участок не относится к придомовой территории, - пытался охладить пыл жителей чиновник.

Но народ это не убедило. В итоге договорились еще об одной встрече.

Жители микрорайона возмущались, что акимат принял решение и даже провел тендер на строительство без публичных слушаний, без учета их мнения. К слову, так, молча, местные власти здесь собирались освоить более 400 млн тенге налого­плательщиков. Победителем конкурса стало ТОО “ABADAN Construction”.

- Рассматривали ли вы альтернативные места для строительства такого много­уровневого паркинга, например рядом с резиденцией президента или на земельных участках, на которых снесли незаконные постройки? - с таким вопросом мы обратились в “Алматы паркинг”.

Там ответили расплывчато: “Предприятие рассматривает заявки районных акиматов, которые указывают на наличие дефицита мест и где необходимо оптимизировать использование городского пространства. На сегодня по указанным участкам заявок не поступало”.

Но жители микрорайона уже и не надеялись, что акимат все может отменить после того, как проведены тендеры и выбраны подрядчики. Маленькая надеж­да теплилась, ведь президент провозгласил и строительство слышащего государства на основе принципа “Закон и Порядок”. В общем, на встречу с руководством Медеуского района самальцы хоть и вышли, но без уверенности в светлом будущем. И, как оказалось, зря.

Аким Медеуского района Еркебулан ОРАЗАЛИН напомнил, что предприятие “Алматы паркинг” в прошлом году вернули в государственную собственность и стопроцентным акционером его является акимат.

- Вы на них, пожалуйста, не ругайтесь. Сама инициатива, предложение об этом земельном участке исходили от нас. Откуда в “Алматы паркинге” знали, что у вас здесь такая ситуация или где-то еще? Поэтому мы сами ездили, смотрели, где в спальных районах можно реализовать такой проект. Если вы будете категорически против, это не значит, что мы в одностороннем порядке будем вам навязывать реализацию проекта, - пообещал аким района.

- Мы против, против! - загалдели жители.

- Тогда этот вопрос закрыт. Мы строить не будем, - заявил Оразалин.

Жители микрорайона ему за­аплодировали.

- Но ведь вы уже провели тендер, наверняка и заключили договор с подрядчиком, выделили деньги на строительство. Что теперь будет? - поинтересовалась я.

- Я, как заказчик, направлю подрядчику дополнительное соглашение о расторжении договора, - пояснил представитель “Алматы паркинга”, который тоже был на встрече.

Для жильцов этого конкретного микроучастка такое решение, конечно, победа. Но эта же победа и обнажает сложившиеся отношения власти с бизнесом. Как можно сначала тупо объявить тендер, а потом так же тупо его отменить? Как-то не очень это вписывается в рамки идеологемы “закон и порядок”.

А аким Медеуского района Оразалин пояснил, что все эти процедурные моменты якобы заранее проработали:

- Мы были готовы к обоим вариантам событий. Поэтому хотели высказать доводы за строительство, но жители отказались, поэтому мы и не будем строить.

Аким района еще пообещал жителям рассмотреть их предложение создать здесь пешеходный тротуар и шлагбаум, ограничивающий въезд чужаков.

В общем, полная и окончательная победа, правда, с после­вкусием, ведь сама проб­лема запаркованности дворов и дорог в городе никуда не делась. Власти говорят, что у них есть и другие варианты, но их местоположение пока не раскрывают. Теперь они знают, какой сценарий их ждет, если строительство затронет близкое соседство с жилым сектором.

Екатерина ТИХОНОВА, фото автора, Алматы

Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

Свежее

Заповедник или западня? Новости
Заповедник или западня?

Депутаты предлагают разрешить перевод участков особо охраняемых природных территорий (ООПТ) под социальные и инженерные объекты, если они существовали там до создания заповедника. Соответствующий законопроект одобрили в первом чтении в мажилисе.

44