Кто раньше встал, того и место
(Окончание. Начало в №114, см. “Чтоб “газели” не наглели”)
Во второй части своего интервью директор “Алматы паркинг” Владимир НИ рассказал о многоярусных парковках во дворах и новых платных стоянках вдоль дорог.
- “Алматы спецтехпаркинг сервис” всегда подчеркивал, что не несет никакой ответственности за то, что происходит на парковках. Ты поставил машину - с нее сняли зеркала, но компания, получившая деньги за стоянку, ни при чем. Теперь что-то изменится?
- Мы предоставляем услугу парковки автомобиля, а не его хранения. И мы тоже не несем за это ответственности. Но! Когда “Алматы паркинг” только начинал работать, мы собрали триггеры, которые приводили к конфликтным ситуациям, и сейчас думаем, как максимально их избежать. Поцарапали машину на парковке - мы чаще всего видим, кто это сделал, благодаря камерам и мобильным системам видеофиксации.
“Алматы паркинг” не может на каждой парковке поставить охранника и ловить нарушителей, зато в наших силах передать эту информацию в департамент полиции. Мы провели несколько встреч с представителями правоохранительных органов, готовы помочь им. Это же касается и фиксации нарушений ПДД. Машины, которые мониторят ситуацию на стоянках, все время передвигаются по Алматы, в объектив их камер попадают те, кто неправильно припарковался, проехал на красный свет и так далее. Мы готовы делиться с полицейскими этой информацией.
- Сколько денег “Алматы паркинг” будет собирать в год - у вас есть расчетные данные?
- Таких данных нет. Не можем дать прогноз, пока не запустим систему платных парковок.
- А ориентироваться на те суммы, которые собирали компании, которые раньше владели парковками? Они предоставляли эту информацию?
- Честно говоря, финансовая сторона всегда была закрытой. Представители этих компаний давали нам общие данные, но той статистики, о которой говорите вы, у нас нет.
- Когда речь заходила о доходах компании, бывший руководитель “Алматы спецтехпаркинг сервис” неизменно говорил: мол, вложения в систему платных парковок выше сборов, которые приносят эти стоянки. Ваш прогноз: акимату не придется выделять деньги на содержание “Алматы паркинг”? Будет хватать того, что вы соберете с горожан?
- Я не могу оценивать деятельность прежнего руководства. Вложения они действительно сделали - паркоматы, дорожные знаки, камеры... Скажу только о компании “Алматы паркинг”. Предполагаю, что денег, собранных с парковок, будет хватать и на наши операционные расходы, и на то, чтобы передавать их на развитие инфраструктуры Алматы. Поработаем несколько месяцев, получим первичную статистику и поймем гипотетические объемы поступающих средств.
- Сейчас в Алматы 12 500 платных парковочных мест. Как быстро вы будете оборудовать новые? В каких районах?
- У нас нет цели ударными темпами наращивать количество парковок. Поэтому пока не могу сказать, сколько новых платных паркомест появится в обозримом будущем. Первоочередная задача - совместно с районными акиматами выявить наиболее проблемные участки. Понять, где эти парковки действительно нужны, чтобы навести порядок на прилегающих улицах. Составим план и будем двигаться дальше: места под стоянки нужно оборудовать, оформить все документы - это небыстрый процесс.
- Есть ли конкретные, осязаемые планы строительства многоярусных парковок?
- Это большая проблема, особенно для спальных районов. Аким Алматы сказал, что на следующий год мы должны ввести в эксплуатацию первую капитальную многоярусную парковку в микрорайоне “Коктем-3”. Ее передадут на баланс нашей компании. В этом районе большая концентрация машин, паркинг облегчит ситуацию.
- Многоярусные паркинги будут платными? Там смогут парковаться все или только местные жители? Каким будет тариф?
- Это муниципальная платная парковка, парковаться там могут все. Не будет никаких персональных мест: заехал и занимаешь свободное на общих основаниях. Единственное, мы просим архитекторов разместить на парковке электрозарядные станции для электромобилей.
- А оплата?
- Давайте дождемся, когда акимат примет решение по правилам тарификации на платных парковках, которые будут действовать в городе. От них зависит и стоимость стоянки на многоярусных парковках.
- Паркинг в “Коктеме-3” возле Нацбанка - долгострой, который передали на баланс города. Кроме него есть какие-то планы?
- Есть, но пока мы их не анонсируем. Сейчас идут процедуры оформления земли, на которых мы хотим оборудовать эти парковки. Мы определили пять локаций в Медеуском районе, хотим начать с него.
- Какими будут парковки во дворах?
- Это механизированные многоярусные парковки высотой три-четыре этажа. Машина заезжает на первый, ее перемещают выше, туда, где есть свободное место. Одно паркоместо - три машины. Там, где раньше стояло девять автомобилей, теперь разместятся 27.
- Люди привыкли бесплатно парковаться во дворах - вы думаете, они будут платить?
- Поэтому мы и запускаем именно пилотный проект. Если он сработает, масштабируем программу по разгрузке внутридворовых пространств. Пока планируем действовать так: оборудуем многоярусную парковку и поставим во дворе знаки, запрещающие стоянку частных автомобилей. Нарушил - штраф.
- И все возмутятся: с чего вдруг я в своем дворе не могу припарковаться?!
- Я понимаю - возмутятся. Всегда так: у одного есть дети, и он хочет, чтобы они спокойно гуляли во дворе, а у другого машина - у каждого свой интерес. Город же должен думать о комфорте большинства - мамочек с детьми, стариков и так далее. Никто секирой махать не собирается. Опять же, я делюсь планами, не факт, что все получится именно так.
- Когда пять многоярусных парковок, по которым вы уже определили локации, могут появиться?
- При хорошем раскладе в этом году мы закончим разработку проектно-сметной документации и оформление земель. Весной начнем строительные работы. Позже оценим результат, и станет ясно, нужно ли масштабировать проект. Я понимаю, это неблагодарная работа. Людям не нравится, когда их в чем-то пытаются ограничить. Но предназначение компании “Алматы паркинг” не собирать деньги за парковку, это не бизнес. Наша задача - разгрузить улицы и дворы города. И к ней мы будем идти.
Оксана АКУЛОВА, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы