2687

Связанные одной сетью

История о том, как казахстанцы поверили в сетевой бизнес и остались без работы и денег

Связанные одной сетью

Уход от налогов, бонусные деньги, которые не фигурируют ни в одной платежной сис­теме, и долги. Бывшие работники сетевого бизнеса рассказали неприглядную правду о компании, в которой задействовано около миллиона казахстанцев.

В 2019 году в Казахстане появилось ТОО “Marine Health Group”. На его официальном сайте сказано, что “из локального дистрибьютора японских биологически активных добавок за рекордные пять лет оно выросло до крупной международной компании, лидера в производстве продуктов для здоровья на основе лучших активных компонентов со всего мира”.

Однако речь пойдет не о качестве этих самых БАДов, а о финансовой системе, которую выстроила компания.

Многие приходят в этот сетевой бизнес из медицины: врачам проще объяснить влияние БАДов на организм человека, зная его досконально, им и больше доверяют. К тому же есть наработанная база пациентов. Так получилось и у 71-летней Марзии ТУРЫСБЕКОВОЙ, врача высшей категории. Всю жизнь она проработала в мед­учреждениях. После выхода на пенсию стала искать дополнительный источник дохода и нашла его в сетевом бизнесе - в компании Marine Health Group.

Пенсионерке обещали бонусы от продаж товара, доход за обучение новых распространителей - дубликатов, поездки за границу. К слову, это было не только на словах, но и прописано в их маркетинговом плане.

Марзия Оразовна активно работала в компании несколько лет, и ее все устраивало, пока не поменялся маркетинговый план, а с ним и система выплат вознаграждений. Доходы работников начали резко падать.

- На свои деньги я приобретала БАДы и потом перепродавала их. Сделала товарооборот на миллион долларов. Сама оплачивала билеты и проживание в гостиницах, когда ездила по городам Казахстана и России, рассказывая о продукции и привлекая покупателей. Приводила в компанию новых дуб­ликатов, обучала их. Я выполнила все свои обязательства. А компания, которая богатела за наш счет, нет! Она изменила маркетинговый план в пользу учредителей в одностороннем порядке. Мы не получили тот пассивный доход, который нам обещали. Получается, что компания использовала мои знания, квалификацию врача, энергию, время, здоровье. А когда я начала возмущаться, мне сказали, что никаких трудовых отношений у нас нет. Я отказалась работать на таких условиях, и меня “терминировали” - отключили кнопку вывода электронных денег в приложении, - пожаловалась Марзия Оразовна.

Трудовых договоров с работниками в компании не заключают, заверяет пенсионерка. Какие могут быть претензии в таком случае? Распространителей продукции называют парт­нерами. Но, как выяснилось, равных партнерских отношений тоже не получилось.

- В компании руководствуются не трудовым законодательством, а некими этическими правилами, которые они придумали сами. Но в них не учитывается экономическое состояние партнеров, их семейно-бытовые условия, состояние здоровья, - перечислила пенсионер­ка. - Я попыталась решить конфликт через досудебное урегулирование. В компании у меня потребовали список партнеров из моей ­команды, всех тех, кому недоплатили. Но, после того как я предоставила этот список, в их личных кабинетах были стерты цифровые деньги! А ведь в моей команде были многодетные матери, у которых нет профессии, но по четверо детей. Многие из них проживают в отдаленных районах и селах Казахстана. Получается, что трудовые права простых людей в сетевом бизнесе не защищены. К сожалению, мы узнали об этом слишком поздно.

Еще один бывший работник ТОО “Marine Health Group” Олжас САГЫНДЫКОВ рассказал, что в первоначальном маркетинговом плане пассивный доход предполагал ежемесячную выплату вознаграждений в размере 1000 долларов независимо от того, есть товарооборот или нет. Но не всем, а только тем, кто принес компании много денег и привел новых партнеров.

- Позже пассивный доход переименовали в “денежный бонус”, чтобы это не напоминало финансовую пирамиду, - пояс­нил Олжас. - Я бы не ушел из компании, если бы она продолжила мне выплачивать по 1000 долларов ежемесячно на протяжении 28 месяцев, как изначально и было обещано. Но я получил денежный бонус всего за четыре месяца, а потом компания поменяла свой маркетинговый план. И это при том, что продукция ТОО “Marine Health Group” стоит в 10 раз дороже, чем аналогичный товар в интернет-магазинах. То есть прибыль компании более чем достаточна, она явно не терпит убытков.

По словам мужчины, ему недоплатили 11 млн 200 тысяч тенге. И таких недовольных десятки, а то и сотни человек по всему Казахстану. Не только в Алматы, но и в Астане, Актау, Атырау, Уральске, Шымкенте…

Председатель алматинского филиала отраслевого проф­союза работников госучреждений и общественного обслуживания юрист Андрей УШАКОВ, представляющий интересы пострадавших, все-таки разглядел в работе компании признаки финансовой пирамиды:

- Партнерам обещали золотые горы, используя агрессивную рекламу: разные виды дохода, в том числе и самый “вкусный” пассивный доход. То есть, сделав определенную планку товарооборота, на протяжении определенного времени партнерам обещали деньги в виде пассивного дохода независимо от того, работают они или нет. И люди в это поверили! Вспомните основателя нескольких финансовых пирамид в России Сергея МАВРОДИ. Будь он жив, он бы сказал: чтобы получать пассивный доход, надо вербовать людей. И из доходов нижестоящих членов будет формироваться пул для выплат вышестоящим.

Как и где начислялись бонусы от продаж, которые и были тем самым пассивным доходом? На счета партнеров в личных кабинетах приложения компании. Распространители БАДов рассказывают: в начальный период компания, как положено, щедро выплачивала им бонусы. Ими можно было частично оплатить приобретенный товар.

Так, в период с июля 2022 года по 1 февраля 2025-го японские БАДы можно было купить, оплатив 70 процентов стоимости товара бонусными деньгами и 30 процентов - реальными. Но с 1 февраля этого года маркетинговый план снова претерпел изменения. Соотношение бонусов и реальных денег стало 50 на 50. Партнеров заставили открыть ИП, но налоги шли только с реальных тенге.

- Данные о бонусных деньгах не фигурировали ни в одном налоговом отчете. По нашему мнению, это схема уклонения от уплаты налогов, - считает Ушаков. - Потом, когда суммы бонусов стали внушительными, когда пассивный доход должны были получить многие парт­неры, компания заявила, что реальных денег для оплаты у нее нет. По сути, эти цифровые деньги-бонусы не существуют! И компания сама единолично решает, обналичивать их или нет.

Понятное дело, многих парт­неров такая ситуация возмутила, и они предъявили компании совершенно обоснованную претензию с требованием выплаты им реальных денег. Реакция компании была незамедлительной: там “терминировали”, то есть удалили, личные кабинеты недовольных. А с ними исчезли те самые бонусы.

- В связи с техническим прог­рессом появилось немало способов обдурить среднестатистического жителя нашей страны и попутно еще и уйти от налогов. В компании выдумали свои бонусные деньги, которые не фигурируют ни в одной платежной системе и не отражаются ни в одной налоговой отчетности. Однако на них любой покупатель может приобрести товар и ими же компания может оплачивать труд тех, кто этот товар распространяет. Когда же партнер вместо циферок потребует реальные деньги, его попросту легким движением руки отключат от этого самого приложения. И останется он и без денег, и без циферок, - подытожил юрист.

В компании же заверяют, что они работают строго в рамках законодательства Казахстана.

- С большим сожалением узнал, что люди, с которыми еще вчера мы вместе развивали наше общее дело, остались в обиде на нашу компанию. Когда снижается твоя личная прибыль, сложно не оказаться во власти эмоций. Однако важно понимать, что наша компания работает в условиях жесткой конкуренции и рыночной экономики. Если происходят негативные изменения в экономике страны, связанные с ростом инфляции и удорожанием сырья, они оказывают влияние на весь бизнес. Мы не исключение, - заявил президент компании Marine Health Group Арман ТОСКАНБАЕВ. - Поэтому иногда нам приходится вносить коррективы в условия наших взаимоотношений с внешними парт­нерами, что четко прописано в наших договорах. О чем мы их всегда заранее предупреждаем.

Он же пояснил, что коррективы в бизнес-планах и финансовых моделях неизбежны. Но тысячи партнеров по всему Казахстану относятся к этому с пониманием.

- К сожалению, не всех это устраивает. И люди имеют полное право прервать партнерство. При расторжении договоров мы следим за исполнением всех своих обязательств перед бывшими партнерами. Мы выполнили свои обязательства перед людьми и готовы подтвердить это в суде, - сообщил глава компании.

Что ж, это еще предстоит. Недовольные распространители БАДов намерены судиться за свои деньги до конца. Любопытно, заинтересуются ли всей этой ситуацией налоговые органы, правительство и парламент? Не пора ли задуматься о регулировании сетевого бизнеса, чтобы защитить права тысяч казахстанцев?

Екатерина ТИХОНОВА, Алматы

Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть