Жизнь при свечах
В селе Туздыбастау, что в Талгарском районе Алматинской области, электричество стало роскошью. Его отключают регулярно, а вслед за ним в домах пропадает и отопление. Вот и в канун Нового года сельчанам устроили темную: когда тысячи людей уселись за праздничные столы, погас свет.
В декабре жители Туздыбастау несколько раз присылали нам видео с мрачных улиц, просили помощи, ведь любое отключение электричества тянет за собой целый букет проблем: в домах не работают печки, холодильники, пропадает уличное освещение, интернет.
В непроглядной темноте по разбитым дорогам дети возвращаются из школы, а взрослые с работы - в остывшие жилища. Школяры не могут выполнить домашнее задание, подготовиться к сдаче тестов. Мощные генераторы, работающие на бензине, по карману не всем.
- В начале декабря дочь писала СОРы, отключили электричество, не было интернета, пришлось в школу писать объяснительную, - вспоминает местный житель Куаныш МУНАЙТБАСОВ. - В начале октября во время референдума по строительству АЭС на центральной улице тоже не было света. Пришли с супругой голосовать, а в школе темно.
Жители нескольких улиц Туздыбастау, с которыми мы встретились, рассказали, что уже даже не обращают внимания на “мелочи” вроде ежедневных отключений на 10-20 минут. А как ветер или дождь, понимают: сидеть им без электричества долго.
Но не только эта беда беспокоит сельчан. Житель улицы Ахметова Мердали АЛИЕВ показал нам фильтр, что стоит на трубе с питьевой водой - за десять дней тот полностью забился травой.
- Я здесь живу с 1993 года, мы за свой счет воду, электричество проводили, ничего, кроме земли, не было. Поселок вырос очень сильно, и тех старых мощностей просто не хватает. Летом давление в водопроводе падает, вода течет тонкой струйкой, ни постирать нормально, ни душ принять. Еще вода идет с травой, мусором, забиваются фильтры, - сетует Алиев.
Разбитые, а зимой не очищенные от снега дороги, две перегруженные школы-трехсменки, страшные пробки на Талгарской трассе в часы пик… Все это жители Туздыбастау вынуждены терпеть, и деваться им некуда.
- Большинство людей работают в Алматы, чтобы попасть туда, приходится час, а то и больше добираться только до черты города. Почему власти Талгарского района не озаботятся этими проблемами? - возмущаются собравшиеся.
Все вопросы жителей я адресовала акиму Туздыбастауского сельского округа Шынгису ТОЛЫМБЕКОВУ.
- Село за последние 4-5 лет выросло в разы: согласно статотчету, в нем проживает 23 500 человек, а по факту их около 50 тысяч. Трансформаторы, к которым должны подключаться 500 домов, обслуживают уже 2000 строений. Напряжения не хватает. Плюс еще все электропровода старые, оголенные, а должны быть сип-кабели с резиновым покрытием, тогда и замыканий не будет, - комментирует аким насущные проблемы. - Они копились как снежный ком, а из бюджета на их решение денег не хватает. В прошлом году мы написали письмо в Талгарский район, что в селе нужно дополнительно поставить 15 трансформаторов для разгрузки уже имеющихся.
- Потом, из более 100 трансформаторов 70 процентов на балансе частных физических лиц, они сами поставили и ушли, не передали их районным филиалам компании АЖК или в сельский акимат, - продолжает Шынгис Толымбеков. - Многие установлены незаконно, на красных линиях. Теперь приходится решать вопросы через суды, а на все это нужно время.
С большой надеждой жители Туздыбастау ждут открытия новой подстанции в Турксибском районе Алматы - она будет питать часть села. Ждут, и когда областной акимат разродится и поможет своим налогоплательщикам разобраться со всеми коммунальными проблемами. Ведь о засухе в Туздыбастау и ближайшем селе Бесагаш наслышаны даже в Астане.
По воде есть хорошие вести: в 2024 году областной аким выделил 82 миллиона тенге для разработки ПСД водоснабжения Туздыбастау. Ожидается, что к лету документы на 127 километров водопровода будут готовы. А дальше нужны средства на обновление труб и строительство скважин. От оперативности области зависит регулярное водоснабжение огромного населенного пункта. И только после того, как трубы проложат, дойдет очередь до убитых дорог.
Елена КОЭМЕЦ, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы