“Ящики” расшифрованы. Ждём...
В Бразилии завершена расшифровка данных черных ящиков самолета Azerbaijan Airlines, потерпевшего крушение близ Актау, и они уже отправлены в Астану
Во вторник, 7 января, в пресс-службе Министерства транспорта Казахстана в ответ на уточняющий вопрос газеты “Время” подтвердили, что данные расшифровки черных ящиков азербайджанского самолета поступят в это министерство.
“В ближайшие дни ожидается прибытие в Астану членов комиссии по расследованию авиапроисшествия с расшифрованными материалами бортовых самописцев (черных ящиков).
По прибытии эксперты незамедлительно приступят к изучению расшифрованных данных указанных бортовых самописцев”, - сообщила после нашего диалога пресс-служба Минтранспорта в своем телеграм-канале.
Стоит отметить, что 5 января та же пресс-служба в своем сообщении подчеркнула: “Предварительный отчет в соответствии с требованиями законодательства Казахстана и требованиями приложения 13 ИКАО будет опубликован через 30 дней с момента авиапроисшествия (выделено мной. - Т. Г.)”.
А накануне, то есть 7 января, новостной портал G1 сообщил, что Центр расследования авиационных происшествий ВВС Бразилии (CENIPA) провел извлечение, проверку и анализ данных двух черных ящиков самолета Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines. Самописцы, обнаруженные на месте катастрофы, содержат данные переговоров экипажа между собой и наземными службами, а также техническую информацию о состоянии лайнера на протяжении всего рейса до крушения.
Между тем крупнейшая общенациональная газета O Globo, издаваемая в Рио-де-Жанейро, подчеркивает, что информация, полученная при расшифровке черных ящиков, отправлена властям Казахстана.
Заметим, что на расшифровку данных черных ящиков, доставленных в Бразилию 1 января, специалистам понадобилось 5 дней беспрерывной работы - с 2 по 6 января включительно.
В бразильских СМИ также пишут, что эксперты создавали графическую копию виртуальной реальности, чтобы смоделировать полет на основе данных черных ящиков. Этот метод позволяет восстановить картину событий и установить возможные причины трагедии. Материалы анализировали трое следователей Бразилии и по столько же специалистов из Азербайджана и России, а также группа экспертов под эгидой ИКАО (Международная организация гражданской авиации).
Как известно, самолет Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines, выполнявший 25 декабря 2024 года рейс из Баку в российский город Грозный, по невыясненным пока окончательно причинам неожиданно изменил маршрут и потерпел крушение при попытке приземлиться в нескольких километрах от аэропорта Актау - на противоположном берегу Каспийского моря. Из находившихся на борту 67 человек - 62 пассажира и 5 членов экипажа - погибли 38, в том числе 6 граждан Казахстана.
Выжившие рассказали, что слышали громкие звуки за бортом самолета незадолго до крушения. Кроме того, на фюзеляже потерпевшего катастрофу самолета выявлены пробоины, очень похожие на воздействие ракеты зенитно-ракетного комплекса. Azerbaijan Airlines в предварительном отчете заявила, что причиной крушения могло стать внешнее физическое или техническое вмешательство. Кроме того, по мнению азербайджанской стороны, лайнер практически привели в неуправляемое состояние средствами радиоэлектронной борьбы.
По факту катастрофы было возбуждено уголовное дело. Министерство транспорта Казахстана создало специальную комиссию для расследования происшествия. Окончательные итоги расследования должны быть сделаны и обнародованы в соответствии с международными правилами в течение 12 месяцев после трагедии.
Между тем президент Азербайджана Ильхам АЛИЕВ вскоре после авиатрагедии заявил: “Во-первых, российская сторона должна извиниться перед Азербайджаном. Во-вторых, она должна признать свою вину. В-третьих, виновные должны быть наказаны и привлечены к уголовной ответственности, а азербайджанскому государству, пострадавшим пассажирам и членам экипажа должна быть выплачена компенсация. Это наши условия. Первое из них было выполнено (во время телефонного разговора Алиева с главой РФ Владимиром ПУТИНЫМ. - Т. Г.). Я надеюсь, что остальные наши условия также будут приняты”.
По информации национального информагентства АЗЕРТАДЖ, потерпевший крушение близ Актау самолет Embraer 190 был произведен в 2013 году. Последний техосмотр проводился в октябре 2024 года. С момента проверки самолет налетал 671 час. Капитан этого воздушного судна Игорь КШНЯКИН, сумевший дотянуть его до казахстанской земли, но погибший в авиакатастрофе, имел большой опыт: более 15 000 часов налета, из которых около 11 200 - в должности командира экипажа. Благодаря его профессионализму и выжили 29 человек.
Тогжан ГАНИ, фото с сайтов euronews.com и aa.com.tr, Астана