Ценный кадр
С января 2025 года казахстанские предприниматели начнут оплачивать налоги и делать соцотчисления за своих работников по новым ставкам. Теперь, говорят эксперты, каждый сотрудник будет стоить компании гораздо дороже. Как эти новшества отразятся на рынке труда, зарплатах, развитии малого и среднего бизнеса?
Что изменится
С нового года, перечисляет нам нововведения налоговый консультант, юрист Айдар МАСАТБАЕВ, с 3,5 до 5 процентов увеличатся ставки социальных отчислений. 4,5 процента будут вносить те, кто работает по упрощенке. Кстати, теперь бизнесменам придется учитывать этот платеж и по популярным среди МСБ договорам гражданско-правового характера (ГПХ). А ведь раньше такой формат сотрудничества между заказчиком и исполнителем не облагался никакими налогами. И плюс ко всему, если гонорар за работу будет небольшой, условно 60 тысяч тенге, то соцотчисление придется оплачивать из расчета минимальной заработной платы, то есть с 85 тысяч тенге. Поднимется и социальный налог - с 9,5 до 11 процентов.
- Обязательный пенсионный взнос работодателя увеличится с 1,5 до 2,5 процента. И для нас, экспертов, это непонятный вид отчислений. То есть это дополнительное обеспечение пенсии своего работника. Но она не будет являться персональной. В случае ухода получателя такой пенсии из жизни эти обязательные пенсионные взносы в дальнейшем будут выплачиваться другим пенсионерам, - объясняет Айдар Масатбаев.
В рост пойдет и единый налоговый платеж (ЕНП). Его еще в 2023 году ввели для микро- и малого бизнеса. ЕНП включает в себя и индивидуальный подоходный налог, и пенсионные взносы, и соцотчисления, и взносы на обязательное медстрахование работника. Вроде как удобно и оптимизирует затраты на фонд оплаты труда. Так вот теперь ставка по ЕНП вместо 21,5 процента станет 23,8 процента. Минимальная заработная плата останется прежней - 85 тысяч, а вот МРП дотянет до 3932 тенге. А вместе с ним изменятся и суммы вычетов по индивидуальному и корпоративному подоходным налогам.
Зарплата в конвертах и куча ипэшек
Нагрузка на фонд оплаты труда (ФОТ), продолжает Масатбаев, в Казахстане и так высока - около 40 процентов, теперь же станет еще ощутимее. Кстати, по тому, сколько наши бизнесмены тратят на штаты, мы уже догнали Великобританию, Францию и Германию.
- Да, там высокая налоговая нагрузка, но они с этим мирятся, потому что видят, что деньги идут куда нужно. Они видят создание новой инфраструктуры, высокие пособия по безработице, развитие производств и, главное, отсутствие коррупции. В общем, им есть за что платить, - уверен эксперт.
Стоимость сотрудника, считает эксперт, вырастет. Поэтому повышения зарплат ждать не стоит, они останутся на прежнем уровне или уйдут в тень.
- Проблема казахстанского рынка труда и в том, что, когда мы с вами устраиваемся на работу, называем ту зарплату, которую хотим получить на руки. А все, что сверху (налоги и отчисления), - это в уме должен плюсовать, а потом и выплачивать из своего кармана работодатель. Поэтому все расходы по новым налоговым ставкам, скорее всего, бизнес будет закладывать в стоимость своих товаров и услуг, - анализирует эксперт.
А еще, считает налоговый консультант, начнется бешеный рост предпринимательской активности и дробление среднего бизнеса на несколько мелких. Руководство компаний будет просить своих сотрудников стать индивидуальными предпринимателями и работать с ними через ИП.
- Сотрудников попросят: открывайте ИП, заключим договор, и по нему будет оплата, эквивалентная зарплате. При этом работодатель будет экономить на налогах, так как их возьмет на себя ИП. У индивидуального предпринимателя есть право оплачивать все эти налоги не с полученной суммы, а с той, что он себе определит. Чаще всего ипэшники указывают минимальную заработную плату. Думаю, что многие начнут внедрять этот формат, - прогнозирует Масатбаев.
Руководитель транспортной компании Dema Logistics Анна КРАСНОВА с ним соглашается, но предупреждает персонал о возможных рисках.
- Многие руководители будут вешать лапшу на уши, рассказывать, что все отчеты за вас будет делать бухгалтер компании. Представьте его нагрузку, если с компанией будут работать три-пять таких же ИП? Поэтому со временем эта нагрузка ляжет на вас, и вы будете нанимать другого специалиста для ведения вашей бухгалтерии, - предупреждает Краснова.
И вообще, говорит она, налоговая может такие схемы легко выявить: числились в компании 20 человек, и тут вдруг с начала 2025-го все по очереди увольняются, а вместо них работодатель начинает сотрудничать с ИП. За уход от налогов отвечать придется вместе с работодателем.
Боты вместо людей?
Для оптимизации налоговой нагрузки, считает HR-эксперт Динара АЙТМУХАМЕТОВА, компании будут передавать непрофильные функции на аутсорсинг: заплатил за услуги раз в месяц и не переживаешь о налогах. Вот только для сотрудников это плохо. Штаты будут сокращать!
- Крупные компании, скорее всего, сохранят официальные выплаты, социальные гарантии. Те же, кто фокусируется на минимизации расходов, будут заменять людей технологиями. Например, искусственным интеллектом, ботами в сервисных компаниях могут заменить тех же операторов. Это поможет оптимизировать процессы, сократить расходы на человеческие ресурсы. Но это также приведет к сокращению рабочих мест, - предупреждает собеседница.
Вернётся бумерангом
Повышение налоговых ставок, по мнению коммерческого директора селекционно-семеноводческой компании FENIKKS Турганжана КАСЫМОВА, нормальное явление. Когда экономика росла, напоминает он, бизнесу предоставлялись налоговые послабления: НДС с 16 процентов в 2001 году снизили до 12 в 2009-м. Теперь же, в кризисные времена, повышение налогов неизбежно. Вопрос в том, насколько большим будет это повышение в том же сельхозпроизводстве.
- В последние годы из-за санкций против России ее продукция, особенно масличные и зерновые культуры, хлынула на наш рынок и через нас к соседям. Наши традиционные покупатели, такие как Афганистан и Узбекистан, теперь предпочитают закупать сельхозпродукцию у России. Ее производители могут предложить более низкие цены благодаря большим объемам поставок. В результате наши фермеры сталкиваются с трудностями при сбыте своей продукции по выгодной цене. При этом многие из них выплачивают кредиты и лизинг на сельхозтехнику. Крупные агрохолдинги еще смогут выдержать налоговую нагрузку, а вот мелким хозяйствам, которых в стране около 70 процентов, будет гораздо сложнее.
Сокращать работников вряд ли станут, поскольку специалисты в сельском хозяйстве и так в дефиците. Однако есть риск перехода на выплату неофициальных зарплат. А специалистам среднего звена уже сейчас проще уехать в мегаполисы, взять машину в лизинг и таксовать через популярные сервисы. Вполне вероятно, что мелкие фермеры будут вынуждены отдавать свою землю в аренду более крупным агрохолдингам. Это будет для них вынужденной мерой. Не удивлюсь, если аграрии начнут массово уезжать в города в поисках заработка. Понятно, что в итоге сельхозпродукция подорожает, - заключил Турганжан Касымов.
Мелким производствам, например в той же сфере обработки, считает алматинская предпринимательница Ольга ПОНОМАРЕВА, возможно, придется закрыться. Больше 20 лет они с супругом руководили успешным предприятием по поставке и обработке делового леса из России.
- Завозили древесину, пилили, сушили и продавали в столярные цеха, где из нее производили окна, мебель, лестницы. Но даже со старыми налогами начали расти транспортные тарифы, арендная плата, тепло и электроэнергия. Посмотрела я и новые ставки по налогам… это очень существенная нагрузка. Все это ляжет в себестоимость продукции, - сетует Ольга. - Производство станет совсем нерентабельным.
Ольга с супругом подсчитали, что выгоднее их производственную базу сдавать в аренду, а готовую продукцию завозить из России и перепродавать. Возможно, говорит предпринимательница, так решат не только они.
- Я считаю, что нужен такой Налоговый кодекс, в рамках которого увеличившиеся затраты предпринимателей могут быть гармонизированы. Например, вырос фонд заработных плат - значит, бизнес может компенсировать это за счет налога на доходы предприятия, - предложил Айдар Масатбаев.
Елена БАХАРЕВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы