Не послать ли нам творца?
Кто в ком больше нуждается - страна в талантах или таланты в помощи государства? В этом вопросе представители творческой интеллигенции и госорганов попробовали разобраться в мажилисе на тематическом заседании комитета по социально-культурному развитию.
Заседание было посвящено сколь манящей, столь и неясной теме развития креативной индустрии. Собственно, с признания этой туманности и начал встречу председательствовавший на ней депутат Асхат АЙМАГАМБЕТОВ.
- На сегодняшний день утверждена концепция развития креативных индустрий на 2021-2025 годы, - напомнил он. - Однако вопрос, что именно относится к креативной индустрии, до сих пор не решен. Более того, каждый специалист определяет потребности по-своему. Один говорит, что достаточно создать креативный центр, а другой считает, что ему нужна финансовая поддержка или налоговые льготы. Некоторые просто говорят: “Не мешайте нам”. Поэтому мы должны рассматривать вопрос комплексно.
При этом никто, конечно же, и не думает подвергать сомнению тот факт, что казахстанская земля богата талантами, способными мыслить творчески и создавать какой угодно креативный продукт. Но где этот продукт? Где вклад отечественных творцов в экономику страны? Как заметил депутат Нартай САРСЕНГАЛИЕВ, сейчас креативная индустрия дает менее одного процента нашего ВВП, тогда как в некоторых странах ее доля доходит до 25 процентов.
- ООН относит к креативной индустрии такие сферы, как дизайн, мода, искусство, кино, музыка, медиа, компьютерная графика и другие, - перечислил он. - Эти направления могут приносить значительный доход в бюджет. Но в Казахстане с 2015 года заметного прогресса в них не наблюдается. Мы остаемся на 84-м месте в мире по развитию креативной индустрии. Отрасль в основном держится на отдельных талантливых личностях.
Но, как оказалось, главная сложность кроется как раз в некотором недопонимании между этими самыми талантливыми личностями и госаппаратом. Потому что творить - это одно, а получать со своего творения какую-либо прибыль - совсем другое.
- Наша первая проблема заключается в абсолютной безграмотности творческих людей в вопросах авторского права, - заявил юрист Темирлан ТУЛЕГЕНОВ. - Многие авторы не умеют монетизировать результаты своей творческой деятельности. При этом у нас в стране просто огромное количество авторских обществ, которые, пользуясь этой безграмотностью, зачастую недоплачивают или вовсе не выплачивают положенное вознаграждение авторам и исполнителям!
Авторское право, заметил он, это основной инструмент коммерциализации искусства в любом цивилизованном государстве. Однако в наших творческих вузах до сих пор не преподают его основы.
- Сегодня весь малый и средний бизнес поставлен на счетчик многочисленными авторскими обществами, которым исправно платят за использование музыки в кафе, ресторанах, торговых центрах, автосалонах и даже парикмахерских, - был откровенен Тулегенов. - Согласно отчетам самих авторских обществ, предоставляемых официально в Министерство юстиции, они ежегодно собирают 1,5-2 миллиарда тенге, из которых на свои административные нужды оставляют до 90 процентов. Хотя в законе об авторском праве четко определено, что они вправе получать комиссию за сбор и вознаграждение не более 30 процентов. Делают они это элементарно, поскольку не используют специальные программы для распределения вознаграждений, а отчеты о сборах до сих пор сдают на бумажных носителях, поэтому процесс абсолютно непрозрачен. При этом авторские общества имеют право выплачивать вознаграждение не ежемесячно, а раз в квартал, что позволяет держать деньги на банковских депозитах и получать доход.
Эксперт уверен, что Министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности вполне по силам создать соответствующее программное обеспечение, которое позволит цифровизировать весь процесс сбора и распределения вознаграждений. По его мнению, это приведет к сокращению расходов авторских обществ с 30 до 20, а то и до 15 процентов.
Зашла речь и о спецрежиме розничного налога, который с этого года доступен для 40 видов деятельности, относящихся к сфере креативной индустрии. Предприниматели, занятые в них, теперь могут перейти на розничный налог с уплатой по ставке 2-4 процента для ИП или 8 процентов для ТОО. При этом не нужно будет уплачивать ИПН, КПН и НДС, но и тут не все так просто.
Продюсер Алмас ЖАЛИ поблагодарил Министерство культуры, которое в прошлом году добилось введения этого розничного налога для креативщиков, но вынужден был констатировать, что как минимум для кинематографистов мало что изменилось экономически.
Во-первых, налог действует в пределах лимита 2,2 миллиарда тенге, который почти в любом кинотеатре может быть превышен всего за несколько показов. А во-вторых, не такой уж этот налог и льготный, оказывается.
- Я снимаю фильм с бюджетом в 250 миллионов тенге, и если фильм заработает миллиард или два, то эту сумму придется сразу же надвое разделить с кинотеатрами, - объяснил продюсер. - Они платят свои ИПН, КПН, НДС - всего около 20 процентов. По сути, мы вместе с ними все равно платим эти 20 процентов. Потом эти деньги переходят к нам. Мы платим от этого еще 8 процентов розничного налога. Это уже 28 процентов налога от одного фильма. Дальше у нас есть дистрибьюторы. У них комиссия около 7 процентов, а кроме того, они также платят 8 процентов налога. Если взять в общем, то от одного проекта мы сейчас платим около 30-40 процентов налога с доходов, что существенно снижает нашу способность к развитию. Если бы для киноиндустрии применялся единый налог по упрощенной ставке, например 4-8 процентов, это упростило бы налоговую нагрузку и повысило бы прозрачность сборов.
При всем этом эффект от кинопроизводства для местной экономики, по его мнению, очевиден. Киношники арендуют жилье, места общепита и транспорт, что напрямую влияет на местное развитие. Многие фильмы сейчас снимаются в регионах, что создает рабочие места и поддерживает бизнес.
Уравновесить отношения государства с этой креативной отраслью Жали предлагает путем включения киноиндустрии в программу поддержки - аналогичную той, что действует для IT-сектора в Astana Hub.
- Там есть уже готовая экосистема с налоговыми преференциями и необходимой инфраструктурой, есть законодательная база и IT-индустрия облагается одним процентом налога, - привел он свои доводы. - Мы бы вошли в уже готовый законопроект, не занимая время депутатов. Потому что IT-индустрия и так является одной из частей креативной индустрии, наши принципы работы схожи. Мы не просим дополнительных денег. Но подобные налоговые льготы, как у Astana Hub, позволяют развиваться. Потому что розничный налог на кино действует до 2025 года. Что будет дальше - непонятно. Но я думаю, что кинобизнес в Казахстане доказывает свое право на существование.
Он считает, что включение киноиндустрии в систему Astana Hub позволит за несколько лет создать базу данных по операторам, режиссерам, художникам и другим специалистам, связанным с кинопроизводством. Это будет реальная статистика с объективными данными по росту отрасли, отталкиваясь от которой можно будет принимать дальнейшие решения.
Владислав ШПАКОВ, рисунок Игоря КИЙКО, Астана