1908

Деньги есть, но не всё так гладко

Почему из 8000 медклиник лишь чуть больше 100 смогли застраховать своих сотрудников? Какие проблемы внедрения закона о страховании профессиональной ответственности врачей признают в Минздраве.

Деньги есть, но не всё так гладко

Выяснить все вопросы мы попытались у директора департамента науки и человеческих ресурсов Министерства здравоохранения Алмагуль КАУЫШЕВОЙ. Именно она отвечает за внедрение совершенно нового для страны закона, который пока исполняется с большим скрипом (см. “У больниц нет средств”, “Время” от 28.10.2024 г. на сайте нашей газеты).

- На первом этапе мы обу­чили почти 2500 сотрудников служб поддержки пациентов из разных регионов и около 5000 профильных специалистов, которые будут входить в независимые экспертные комиссии и разбирать возможные жалобы пациентов. Они могут объяс­нять своим коллегам тонкости работы закона, - Алмагуль Амангельдиновна начала с того, что сделать получилось. - Кроме этого мы создали реестр независимых экспертов, в котором сейчас порядка 6000 врачей. Как гласят правила, региональные управления здравоохранения должны самостоятельно формировать реестр из числа экспертов на местах. Если каких-то специалистов нет, их в случае необходимости будут привлекать из других регионов.

Алмагуль КАУЫШЕВА.

- Каких экспертов не хватает в реестре?

- Ангиохирургов, аллергологов, пластических хирургов, патологоанатомов. Но, как я уже сказала, к работе будут подключаться коллеги из других регионов. 6000 - не окончательная цифра, постепенно мы будем наращивать количество экспертов в реестре.

Минздрав предлагал оплачивать их услуги, но эту идею не поддержали. Ее реализация требует дополнительного финансирования, которого сейчас нет.

- У экспертов нет большой мотивации работать бесплатно. Чем будете их привлекать?

- До 2020 года существовали категории, от которых зависела зарплата врача. Сейчас эквивалент категории - уровни квалификации, которые обновляются раз в пять лет. Они привязаны не к стажу, как раньше, а к компетенциям специалиста, к тому, повышает ли он квалификацию, публикует ли статьи в научных журналах и т. д.

Все эти показатели переводятся в зачетные единицы, которые учитываются при присвое­нии квалификации. Мы будем приравнивать одно заключение независимой экспертной комиссии к 90 зачетным единицам по дополнительным компетенциям. Это хорошее поощрение для врачей.

И потом, практически у всех руководителей клиник есть право материально стимулировать экспертов. Например, можно направить часть заработанных больницей денег на премии членов комиссий.

- Давайте о главном. В стране около 8000 клиник. Сколько из них застраховались с 23 октября?

- Сейчас договоры страхования заключили более 100 клиник - частных и государственных (наш разговор состоялся 31 октября. - О. А.). Это, конечно, мало. Из-за перехлеста законодательства, регулирующего работу разных госорганов, возникли определенные проблемы на уровне цифровизации.

- Какие именно?

- Страховщики заключают договор на 365 дней, скажем, с 23 октября 2024-го по 23 октября 2025 года. Но в государственных медицинских организациях финансовый год закрывается 31 декабря. Возникла юридическая коллизия: клиники не мог­ли заключить договор на год, а на платформе medpul.kz, через которую идут все процедуры, предусмотрена только такая возможность.

Мы провели ряд переговоров с разными госорганами и урегулировали этот момент. Теперь больницы могут страховаться на год.

Закон новый, поэтому возникают проблемные моменты, которые мы не могли предусмотреть заранее. Двигаемся постепенно. Разработали пошаговую инструкцию для клиник. Страховщики создали телеграм-чат, в котором отвечают на возникающие вопросы. Вышел приказ министра здравоохранения о создании штаба по разъ­яснению закона.

- Что делать клиникам, у которых нет денег на страховку?

- Средства на страхование предусмотрены в бюджете, они есть и внесены в тарифы начиная с 23 октября 2024 года. Для нивелирования финансовых рисков Минздрав внес и дополнительно будет вносить изменения в законодательные акты, в которых будут предусмотрены источники и механизмы финансирования.

Это все, что я могу сказать в пределах своей компетенции.

- Сколько времени понадобится, чтобы если не все, то хотя бы преимущественная часть клиник застраховала своих сотрудников?

- Надеюсь, до конца декабря времени на это хватит. Да, не все гладко, совсем не гладко. Но мы стараемся нивелировать все риски, чтобы к незастрахованным клиникам не применяли штрафные санкции - их быть не должно, и прикладываем все усилия, чтобы закон полноценно заработал.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть