3418

У больниц нет средств

На прошлой неделе вступил в силу закон о страховании профессиональной ответственности медработников. Но это вовсе не означает, что пострадавшие пациенты или их родственники уже могут получить страховку.

У больниц нет средств

“До” или “после”

Зачем вообще нужно страховать врачей и медсестер, мы писали много раз (одна из последних публикаций - “Жалобы по поводу и без”, “Время” от 12.9.2024 г.). Сегодня поговорим о практической стороне дела.

Оформлять страховку клиникам предлагают через специально созданную платформу medpul.kz. Они должны зайти на этот сайт, загрузить необходимую документацию и после расчета страховой премии произвести оплату. На следующий день их персонал будет считаться застрахованным. Это в идеале. А вот на практике…

Месяц назад я брала интервью у директора департамента науки и человеческих ресурсов Минздрава Алмагуль КАУЫШЕВОЙ, и она упомянула, что клиники обязаны застраховаться до 23 октября - в тот день закон вступил в силу. Но страховщики, с которыми мне удалось пообщаться, говорили, что начнут принимать оплату по договорам только с 23 октября. Согласитесь, момент принципиальный!

Я пыталась выяснить в Минздраве, когда все-таки час икс, но в министерстве так и не нашли времени, чтобы объяснить все толком, а потом это вовсе потеряло смысл. И без дополнительных пояснений стало понятно, что до 23 октября никто не застраховался.

В начале минувшей недели некоторые клиники только начали (!) загружать данные на портале medpul.kz. Представители пула страховщиков от официальных комментариев отказались: никто не хотел открыто говорить, сколько времени уйдет, чтобы застраховалось большинство клиник. Оно в любом случае понадобится. Особенно если учесть, что медицинские организации с государственным участием не могут напрямую заключить договор страхования - прежде они обязаны пройти процедуры госзакупок, объявить тендер, определить победителя. Хорошо, если все устаканится хотя бы в течение пары месяцев.

Чем дольше переходный период, тем больше сложностей. Пока не заключен договор между страховым пулом и медицинской организацией, пациент или его родственники не могут получить страховую выплату. Им придется, как раньше, подавать в суд, писать заявления в полицию, разбираться с больницей и т. д. А это лишняя нервотрепка и для пациентов, и для врачей, от которой новый закон как раз и обещает застраховать.

Суммы неподъёмные

Исполнительный директор ассоциации клиник Алматы юрист, врач Расул ДЮСЕ­НОВ - один из экспертов, который критиковал предложенную модель страхования. За несколько дней до вступления закона в силу он предполагал, что клиники не успеют защитить сотрудников.

- Платформа для страхования врачей medpul.kz заработала в пятницу, 18 октября, всего за несколько дней до вступления закона в силу. За это время все объекты здравоохранения, а их в Казахстане около 8000, обязаны были застраховаться. Пять дней - слишком короткий срок, чтобы обработать большое количество заявок от клиник и успеть оплатить страховки.

Здесь, к слову, руководителей клиник ждал неприятный сюрприз. Многие до последнего не понимали, сколько будет стоить страховка. Для больниц, особенно тех, у которых есть кредиторская задолженность, сумма неподъемная.

- Это, как правило, несколько миллионов тенге?

- Для крупных стационаров - даже несколько десятков миллионов. Скажем, медицинский персонал одной государственной многопрофильной клинической больницы Алматы 600-800 человек, из них около 200 хирургов. Страховка на каждого врача стоит примерно 88 000 тенге, в общей сложности это почти 18 миллионов тенге. Плюс средний медперсонал. Получается, больнице выставят счет порядка 20-25 миллионов тенге.

- Минздрав объявил, что деньги на страхование заложены в тарифы на оказание медицинских услуг. Они не спасут ситуацию?

- Разговоры про тарифы - словесная эквилибристика. Клиники будут получать деньги постепенно, через тариф, но при нынешнем уровне инфляции эти суммы ничего не решат. Спасти ситуацию могли бы целевые транши именно на страхование, но это предложение разработчики законопроекта не поддержали.

Всю ответственность (в том числе по формированию независимых экспертных комиссий и за оплату работы экспертов) взвалили на клиники, хотя им негде брать деньги даже на страховку. Это может стать серьезной проблемой в первую очередь для государственных больниц. Среди них немало крупных медорганизаций, которые оказывают все виды помощи, в том числе экстренную, связанную с высокими рисками наступления страхового случая.

Полагаю, что общий объем рынка страхования профессио­нальной ответственности медицинских работников составит около 40-50 миллиардов тенге, хотя разработчики законопроекта называли сумму, в четыре-пять раз меньшую.

- Больница в долгах, у нее нет денег на страховку. Допус­тим, произошел страховой случай - умер пациент. Выплатят ли страховку родственникам погибшего?

- Не выплатят. Человек имеет право обратиться в суд, в комитет медицинского и фармацевтического контроля, но страховку он получит, только если персонал клиники на тот момент будет застрахован. Учитывайте, что договор начинает действовать со следующего дня после оплаты: 22 октября поступили деньги страховщикам, 23 октября он вступает в силу.

- Судя по всему, клинкам дадут дополнительное время, чтобы они успели застраховаться?

- Президент подписал закон полгода назад, это как раз и было время на подготовку и адаптацию. Но, как видите, его не хватило. Закон начал действовать 23 октября 2024 года. С того момента медицинская организация не имеет права осуществлять медицинскую деятельность без договора страхования.

Очевидно, понадобится переходный период, на протяжении которого будет отстраиваться система. Все это время незастрахованные больницы будут работать, получается, незаконно. При этом контролирующие органы могут оштрафовать клиники либо применить к ним запрет на осуществление медицинской деятельности, потому что предусмотрена административная ответственность за работу без договора страхования.

В Минздраве все понимают. И, скорее всего, первое время контролирующие органы (здесь многое зависит от их трезвости) не станут применять какие-то санкции. Как всегда, строгость законов в нашей стране компенсируется необязательностью их исполнения.

Ждут и молчат

Руководители клиник, особенно государственных, по понятным причинам ситуацию никак не комментируют. По нашей просьбе в понедельник утром председатель “Локального профсоюза “SENIM” работников системы здравоохранения Акмолинской области Серик КАКЕНОВ переговорил с главными врачами нескольких местных больниц, и вот его резюме:

- Все говорят, что денег на страхование сотрудников нет, и ждут пояснений со стороны Минздрава. Сейчас фонд медицинского страхования перечисляет клиникам деньги за услуги, оказанные в июле-августе. Они уходят в первую очередь на зарплаты и срочные текущие расходы. У большинства государственных больниц в нашем регионе есть кредиторская задолженность, а значит, нет возможности вовремя оплачивать налоги, услуги поставщиков, даже профсоюзные взносы. Откуда им взять несколько миллионов тенге на страхование сотрудников?

На днях появился приказ Минздрава о повышении тарифов на оказание медуслуг, за счет которых больницы должны перекрыть расходы на страхование. Но суммы возросли незначительно, вряд ли они перекроют эти расходы. Поэтому главврачи ждут, что им ответят в Минздраве: как действовать в этой ситуации и рассчитывать ли на дополнительные средства на страхование?

В понедельник мы тоже обратились за комментариями в Минздрав. Просили рассказать, сколько больниц, частных и государственных, успели застраховаться с 23 октября. Пока ответ не получили. Что ж, подождем и будем держать вас в курсе.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть