1115

Куда катится наш авторынок

Как автопроизводители КНР завоёвывают наш рынок

Куда катится наш авторынок

В прошлом году рынок набрал такую скорость, что к финишу пришел с абсолютным рекордом. В рес­публике продали 198 686 новых машин, автобусов, грузовиков. И показатель на 60 процентов выше, чем в 2022-м! Об этом нам рассказал автоэксперт, главный редактор журнала “За рулем” в Казахстане Алексей АЛЕКСЕЕВ. Китайский автопром продолжает подкат к нашему потребителю с умными гаджетами на колесах да по сниженной цене. Кредит на покупку получить уже не так просто, а продажи иномарок с пробегом вообще застопорились. К чему это приведет?

Немного истории

Алексеев напомнил, что предыдущий пик продаж пришелся на 2013-й. Тогда казахстанцы оформили 165 тысяч новых авто. А после девальвации тенге рынок оказался на ручнике. В 2016-2017 годах дилерам и производителям удалось реализовать только 44-46 тысяч автомобилей.

- Интересен период пандемии. В самом ее начале продажи не падали, даже, наоборот, выросли. В 2019-м - 77 тысяч единиц, в 2020-м - 100 595, в 2021-м - 117 тысяч. Возможно, люди, оказавшись в стрессовой ситуации, хотели положительных эмоций, думали вложить деньги во что-то. Тем более дилерские центры быстро сориентировались и открыли продажи авто онлайн, - вспоминает спикер период мирового заточения.

А в 2022-м рост реализации авто замедлился. По всему миру! И все из-за дефицита автомобильных полупроводников. Их производители, предчувствуя спад спроса на машины во время ковида, сильно сократили их выпуск, а потом и вовсе переключились на производство микросхем для бытовой техники.

- Крупнейший производитель этих полупроводников - в Тайване. И есть подозрение, что, возможно, Китай соз­дал дефицит полупроводников, чтобы продвинуть свой автопром в мире. Например, у нас в 2022 году ни в одном дилерском центре не было авто. Тот же “лендкрузер” или “мерседес” надо было ждать до четырех лет, другие марки - по полутора. Зато “китайцы” были в свободном доступе. Любой цвет и комплектация - приходи и забирай! Тогда как раз они начали заходить на наш рынок, появились авто марки Exeed, потому что у автопроизводителей КНР дефицита полупроводников не было, - улыбается Алексей Алексеев.

Немудрено, говорит эксперт, что в 2023-м, когда ситуация с поставками микрочипов выправилась и салоны пополнились ассортиментом, казахстанцы буквально выстроились у них в очереди. Во-первых, перечисляет эксперт, сработал отложенный спрос, во-вторых, в 2020-2021 годах многие вкладывали лишние деньги, те же пенсионные излишки, в покупку квартир. Потом ажио­таж на недвижимость поутих. Люди начали искать новые источники для вложений: почему бы не инвестировать в имущество движимое?

- Многие считают, что на наши продажи повлиял большой российский спрос, ведь многие автобренды ушли от них. Да, в 2022 году туда вывозили большое количество машин, у дилерских центров караулили перекупщики. Потом все это дело начали ограничивать законами, да и у соседа появились китайские марки. Я разговаривал со многими дилерами. Они говорят, что в том же рекордном 2023-м в Россию уезжали только 20 процентов наших авто. Я считаю, что рекорд побит именно нашим спросом, - прикинул специалист.

Тем более в прошлом году “китайцы” весьма объемно зарулили на наш рынок. Предложили кучу вариантов по отличным ценам. Понятно, что другим брендам ничего не осталось, как снижать стоимость своих авто, пускать в ход акции. Например, вспоминает Алексеев, тот же Hyundai делал скидку на электрокары на 40 процентов!

Что есть и что будет

За первое полугодие, смотрит аналитику Алексеев, производители и дилеры уже пристроили 83 145 авто. Это всего на 0,1 процента ниже, чем за тот же период 2023-го. Основной рост продаж пришелся на январь-февраль. А вот в апреле-мае произошла стагнация. И скорее всего, прикидывает наш эксперт, из-за ужесточения требований кредитования.

- Отмечу, что 70-80 процентов новых авто у нас приобретают в кредит. С апреля его оформить стало сложнее: нужно получить согласие супруга или супруги, подтвердить свои доходы. Но сейчас Казахстанский автомобильный союз и фонд “Даму” работают над тем, чтобы убедить правительство сделать в законе исключение для покупателей авто, потому как автомобиль же ставится при покупке в залог. Если человек не сможет вносить платежи, банк продает машину и покрывает свои убытки, - рассказывает Алексеев.

Если такую поправку примут, то это, считает он, подзарядит рынок. Но надо учитывать и рост доллара. Серые дилеры покупают китайские авто именно в этой валюте. Они уже начали поднимать цены, и это может негативно сказаться на объемах сбыта.

- Как поведет себя рынок следующие полгода, сказать сложно. Казахстанский автомобильный союз прогнозирует, что в этом году мы вернемся к цифре 160-165 тысяч авто. Я же думаю, что в 2024-м рынок закроет продажи примерно на 180 тысячах единиц, - считает Алексеев.

“Китайцы”на обгоне

Если присмотреться к предпочтениям автолюбителей сегодня, то они по-прежнему чаще выбирают кроссоверы. Если же говорить о лидерах продаж за шесть месяцев 2024-го, то в первой десятке разместились уже шесть китайских брендов. В июне один из них обогнал даже любимую всеми “тойоту”. Удивляться не стоит. Производители из Поднебесной выдают современные машины в интересной комплектации, нашпигованные уймой опций. При этом авто не стоят как крыло “боинга”.

- В Китае возникло много стартапов по производству авто. У них началась ценовая война. И в конце 2023-го - начале этого года они стали снижать цены на свои предложения, минимум на 1,5-3 миллиона, - говорит Алексеев.

Понятно, что многие производители отсеются, цены стабилизируются. Но, уверен он, “китайцы” пришли к нам всерь­ез и надолго. Бояться, выжидать, как поведет себя автотехника, люди перестали. Конечно, если брать серые машины через перекупщиков, то это риск: нет гарантии, техобслуживания, недоступно обновление электроники, да и все надписи иероглифами.

- Что будет с “европейцами” и “японцами”? Их потеснят, но не сдвинут. Китайцы на это не претендуют, они пришли забрать массовый сегмент, - полагает Алексеев.

“Старушки” в простое?

Вот уж кто остался не у дел, так это перекупщики подержанных иномарок. Этот сегмент, негодует частный продавец авто Еркын ТЕМИРБАЕВ, серьезно встал:

- Люди, допустим, имеют на руках 4 миллиона тенге. Так они лучше еще 2-3 миллиона в кредит возьмут и купят вместо б/у новую китайскую из салона! Конечно, если выставить “старушку” сильно ниже рыночной цены, то еще продашь. А так - дохлый номер. Даже “камри” потеряли ликвидность!

Вопрос еще и в том, подмечает Алексеев, что цены на модели с пробегом завышались. Когда в 2021-м был дефицит новых машин, все начали садиться за руль бэушек.

- Я помню, что в начале 2022-го цены на подержанные авто росли каждый месяц. Люди покупали Chevrolet Cobalt за 5 млн тенге, таксовали на нем, наезжали 100 тысяч, а потом продавали за 7 млн! И тут пришли “китайцы” и начали давать цены за новые машины такие же, как за б/у. Продавцы теперь их опускать не хотят, а цены-то неактуальные уже. Вот и встал вторичный рынок, - объяс­нил стагнацию Алексеев.

Поднажать на газ в этом направлении можно, если, предлагает он, те же дилеры сделают программы trade-in более интересными и начнут принимать авто по более лояльным ценам.

Электрокары… пока на перспективу

Если до 2022-го у нас в стране на учете стояли 300 электромашин, то к 2023-му - уже 6000. Но, признает автоэксперт, без сети зарядных станций дальше пригорода на них не уедешь. Значит, одной “электричкой” в семье не обойдешься.

- Сейчас на рынке 29 компаний, которые ставят электрозаправки, и у каждой свое приложение. То есть у тех, кто ездит на электромобилях, целая папка этих приложений для того, чтобы зарядиться. Со временем, как мы думаем, будет один агрегатор типа Яндекс.Такси, который объединит всю зарядную инфраструктуру. Но на это нужно время. Поэтому в этом году вырос интерес к гибридным авто, где есть электро­двигатель, но для его зарядки работает бензиновый мотор, то есть у вас всегда с собой подзарядка, - подытожил эксперт.

Комментарий в тему

Артур МИСКАРЯН, директор агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка:

- В сегменте легковых автомобилей на казахстанском рынке китайские авто представлены 57 моделями, средняя минимальная цена автомобиля составляет 13,4 млн тенге. Цена наиболее доступной модели - 5 590 000 тенге, наиболее высокая цена китайской модели - 39 990 000 тенге. Медианная минимальная стоимость - 11 990 000 тенге.

К концу текущего года совокупная доля китайских брендов в продажах новых автомобилей на казахстанском рынке может составить 30-35 процентов. Расширение присутствия китайских брендов на нашем рынке напрямую связано с сокращением присутствия или приостановкой работы других брендов - европейских и японских.

Понятно, что так или иначе китайские бренды со временем стали бы наращивать свои позиции в СНГ и на других рынках. Правительство Китая в этом плане очень последовательно и всесторонне поддерживает свои предприятия. Однако ключевой момент, ускоривший расширение их присутствия в странах СНГ, - это освободившаяся ниша на рынке.

Как будет выглядеть рынок в будущем? У нас есть большой потенциал для роста, тем более географическое положение дает перспективы для экс­порта машин в соседние страны. Отечественные производители продолжат наращивать объемы выпуска новых транспорт­ных средств. Скорее всего, Hyundai, Chevrolet и Kia сохранят свое лидерство. Что же касается рынка подержанных авто, то предполагаю, что он постепенно будет выходить из тени. Из-за роста потребительских притязаний, а также усилий рыночных игроков, которые предлагают все больше инструментов покупки и гарантию, пусть и краткосрочную.

Елена БАХАРЕВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Опрос в тему

Что вы испытываете, когда видите на улицах наших городов всё больше китайских авто?

- Тоже хочу купить: они красивые, современные, недорогие.

- Сомневаюсь: насколько они надежны и долговечны?

- Переживаю: смогу ли продать свою старенькую иномарку при таком наплыве недорогих новых машин?

- Я автомобилями не интересуюсь.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Поможет ли ужесточение наказания вплоть до лишения свободы искоренить проблему вандализма в стране?

- Конечно, как только перевоспитают за решеткой всех домашних дебоширов, так на освободившиеся места вандалов для перековки отправят........... 13%

- Поздно пить боржоми. Бороться с вандализмом надо было начинать еще в детских садах, которые мы 20 лет оптимизировали................. 22%

- Вряд ли. Вандалы, скорее всего, из-за своего культурного и образовательного уровня даже не осознают, что они что-то противозаконное совершают............. 38%

- Можно, если через каждые пять метров по всей территории страны установить видеокамеры с хорошим разрешением........... 27%

Поделиться
Класснуть