1641

Ух, как заливает!

За последние восемь лет в реконструкцию арычной системы Алматы вбухано более 8,5 миллиарда тенге, и вливания продолжаются. Но дождливый июль показал: топить город в дождь не перестает - плавают развязки, подземные переходы, дворы, улицы, тротуары, появились новые проблемные участки, в том числе на транспортных артериях.

Ух, как заливает!

Специалисты считают: пора переходить на более прогрессивные и работающие методы для отвода осадков, используемые во многих странах.

Сплошные недоделки

Восемь лет назад власти сделали внезапное открытие: арыки в ужасном состоянии, не сопряжены друг с другом, местами забетонированы, а то и вовсе ведут в никуда. С тех пор акиматы рьяно взялись за развитие комплексной системы - ремонт, прокладку арыков, ливневой канализации, водоотводных коллекторов. И средства вливаются нехилые.

Так, в 2016-м выполнен текущий ремонт 18,2 км арычных сетей на сумму более 495 миллионов тенге. В 2017-2018 годах на реконструкцию и строительство потрачено еще около 2,5 миллиарда.

В 2020-2021 годах на те же нужды снова выделено около 1,5 миллиарда тенге. В 2021-м еще и провели паспортизацию стоимостью 61 миллион тенге, в ходе которой узнали: из 1525 км арыков требуют ремонта или реконструкции 424 км, ведут в тупик или не соединены между собой 1464 конструкции.

В июле 2022 года аким Ерболат ДОСАЕВ пообещал, что за три года, то есть до конца 2024-го, приведут “всю систему ливневой канализации в порядок”, при этом заверив, что уже в 2023 году (!) будут устранены причины постоянных подтоплений всех 102 проблемных участков в городе.

В июле 2023 года тогдашний руководитель управления экологии и окружающей среды Алматы Серик АДИЛБАЕВ сообщил нашему изданию: в городе реконструируют 276 км и построят 100 км новых ливневок, приведут в порядок коллекторы (см. “У семи нянек всё не слава богу”, “Время” от 18.7.2023 г.).

На это предусмотрено 16,5 миллиарда тенге, почти 4 миллиарда из которых на тот момент были освоены. Работа идет по сей день. Только коммунальный пазл все никак не сложится!

Арыки - это новые бордюры?

Депутат гормаслихата Тимур ЕЛЕУСИЗОВ вместе с коллегами проехал по улицам, посмотрел, как осваиваются народные деньги.

- У сотрудников акиматов, подрядных организаций нет понятия, что такое благоустройство, нет базовых знаний, в этом вся проблема, - раскритиковал работу депутат. - Арычная система, по сути, советского времени. Не было расчетов, исследований, какие арыки должны быть, как должны сопрягаться, какой объем воды могут принять. Вот в Бостандыкском районе арыки с шести улиц упираются в один. Конечно, он не рассчитан на такой объем, вокруг все топит. По улице Шевченко заменили арыки на новые, но с двух сторон они не сопрягаются с параллельными водоотводами. По улице Жукова недавно сделали арычную систему, она не работает. Дорожные службы латают дороги и не предусматривают водоотвод. Сплошные просчеты, недоделки, а деньги утекают.

Проблему поднимают и горожане: пос­ле каждого потопа выкладывают в соцсетях фото и видео пустых арыков и десятки затопленных участков. Возмущаются частой заменой вполне приличных блоков - история мутная, как с бордюрами. Задают вполне логичный вопрос: может, стоит углубить арыки, учитывая, как город активно застраивается, нагрузки другие?

Между прочим, на ликвидацию подтоплений тоже выделяются силы и средства. Так, в дождь по городу дежурит более 40 мобильных бригад, при затоплении развязок, транспортных узлов привлекают службу спасения, средства ДЧС.

На что перенаправить средства

По мнению экспертов, типовые арычные лотки не справляются с отводом дож­девой воды и орошением. Параллельно с ними должна существовать развитая ливневая канализация.

- Закрытая подземная ливневая канализация применяется редко на отдельных участках города и не увязана в единую сеть, - говорит архитектор профессор Павел САВРАНЧУК. - Ее пропускная способность, которая должна подтверждаться специальными расчетами, на практике явно недостаточна. При этом бытует представление, что стоит проложить закрытую трубу с приемными решетками, и вопрос решен. Но, как показывают примеры зарубежных городов, система ливневой канализации - это магистральные трубы, накопительные емкости и пруды, очистные мероприятия, контролируемое санитарное состояние стоков, повторное использование для полива и сброса в водоемы. Важный природный ресурс, совершенно недо­оцененный у нас.

- Считаю, что финансовые средства, которые тратят на сомнительную смену бордюров, тротуарных покрытий, необходимо перенаправить на создание полноценной системы отвода, очистки и использования ливневых и сточных вод, - продолжает эксперт. - Тем более в помощь есть вполне прогрессивные строительные нормы (СН РК 4.01-03-2011), которые сейчас применяют формально.

Такого же мнения и Тимур Елеусизов. Он говорит, что в городе должна быть программа по сбережению и сохранению воды. Так, каждый строящийся ЖК должен иметь свой водосборник, а дороги - накопители для сброса и удерживания стоков. Идея не новая. Археологи обнаружили водосборники в городищах Кастек и Талгар Алматинской области - предки знали цену природному ресурсу.

Поменьше бетона и асфальта

Чтобы город перестал плавать, нужен также строжайший запрет на подрезку горных склонов - там вода должна впитываться естественным образом. На месте бывших полей и садов, где растут новые ЖК, необходимо строить систему водоотвода, чтобы не топило соседей, как это происходит по улице Кундызды в Наурызбайском районе (см. “Кругом вода”, “Время” от 22.5.2024 г.). Люди, которые живут здесь много лет, уверяют: никаких проблем раньше не было, пока ТОО “QAZAQ STROY” не застроило высотками поле через дорогу. Теперь в дождь дорога общего пользования превращается в реку, топит дворы, подвалы. Застройщику барыбер, а страдает целая улица.

Причину затоплений ланд­шафтный дизайнер Нелли ЛАПТЕВА видит и в том, что с каждым годом в мегаполисе все больше покрытий, не пропускающих воду. Закованные в асфальт дворы, улицы, площадки не впитывают осадки. Вода с крыш, покрытых брусчаткой дорожек, улиц направлена в единую арычную систему. Арыки упакованы в бетонные лотки.

- Грамотная реконструкция арычной системы просто необходима городу для спасения от потопов и защиты зеленого фонда, - считает дизайнер. - В советское время арыки глубоко насыщали землю водой в зоне корневых систем деревьев и даже подпитывали грунтовые воды. А сейчас уровень грунтовых вод сильно упал (и это при таких-то ливнях!), деревья уже не дотягиваются корнями до водных горизонтов. При этом полноводные реки транзитом несутся через город и сбрасывают ресурс почти в никуда.

Архитектор Жанна СПУНЕР предлагает дополнительные решения для уменьшения объемов дождевых вод, например зеленые крыши на зданиях (для их создания используется облегченная почва, чтобы не утяжелять конструкцию). Они задерживают воду, уменьшают нагрев зданий и увеличивают площадь озеленения. Рекомендует не облачать арыки в бетонные саркофаги, не накрывать их сверху наглухо (достаточно покрыть решетками) и обязательно озеленять откосы.

- В мире применяются новые технологии в виде гигроскопичного асфальта и каменных покрытий, впитывающих воду, зеленых отливов вокруг домов, сбора дождевой воды, вертикального озеленения, - перечисляет эксперт. - Чем больше будет площадь озеленения, тем меньше объем дождевых вод. А в городских парках вместо мощения, асфальта лучше использовать грунтовые дорожки. В качестве примера мы сделали центральную аллею в Ботаническом саду Алматы.

Жаль, узнать нынешние планы городского акимата по спасению города от потопов и то, во сколько нам это выльется, не удалось - наши вопросы остались без ответов. Сдержит ли аким Досаев данное им три года назад слово?

Елена КОЭМЕЦ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть