2523

Семейный подход

Сын костанайского экс-чиновника получил по конкурсу сельскохозяйственные земли и… отдал их в субаренду. Отобрать территорию у суперпредприимчивого землепользователя не решается ни один местный госорган.

Семейный подход
Фото: 9111.ru

Из объяснения граж­данина Ербола БЕЙСЕМБАЕВА начальнику полиции Карабалыкского района: “Какой мне причинен ущерб в результате действий Суконниковой Н., я сказать не могу, может подсчитать мой отец, так как всеми земельными вопросами занимается он”.

Из адресованного в полицию объяснения гражданина Агибая БЕЙСЕМБАЕВА: “У моего сына… имеются пастбищные поля в количестве 247 га… На данных полях производила сенокос Суконникова Наталья… В 2020 году она заплатила 300 000 тенге, в 2021-м - 400 000 тенге”.

Уже одних этих фактов достаточно, чтобы понять: Бейсембаевы сами письменно признали факт сдачи земли в субаренду и получения за это денег три года подряд (в 2022-м ими было получено 400 тыс. тенге). Между тем законом запрещена субаренда земли, полученной от государства для ведения сельхоздеятельности. За такие штуки землю должны отбирать. Но, как оказалось, не в этом случае.

                                                                             ***

Ербол Бейсембаев был одним из многих претендентов на получение территории вблизи Карабалыка. Все они обещали работать на желанных кусках земли и представили многообещающие бизнес-планы. В частности, Бейсембаев, расписывая радужные перспективы своего КХ, обещал работать на пашне и на пастбище, заняться племенным скотом, построить ферму… Конкурс он выиграл, но ничего в итоге не сделал. Большущий кусок территории, полученный на 48-летний срок, был использован им и его отцом как средство обогащения.

Госорганы же смотрели и продолжают смотреть на беззакония сквозь пальцы. И это совершенно скандальная реальность, особенно если учесть, насколько болезненный в нашей стране земельный вопрос.

                                                                             ***

Ситуация выплыла на белый свет благодаря главе крестьянского хозяйства Наталье СУКОННИКОВОЙ, имя которой упоминалось в начале этой статьи. Она была вынуждена работать на землях, арендуемых у государства Бейсембаевыми, по устной с ними договоренности и выплачивать им крупные суммы.

Но однажды отношения глав двух КХ дали серьезную трещину. Бейсембаевы заявили в полицию на Суконникову за якобы самовольный покос травы.

После того как выяснилось, что все совсем не так, она начала борьбу. Ее адвокат раздобыл весьма любопытные сведения о противниках.

Оказалось, что отец главы КХ прежде работал в акимате Карабалыкского района и ведал в нем сельским хозяйством, - рассказывает адвокат Михаил ЩУР. - Потом он сменил должность на работу советника акима. Сын его получил землю в феврале 2020-го, еще не зарегистрировавшись в качестве главы КХ. Спустя примерно полгода он это сделал, а вскоре ушел работать в крупную агрокомпанию. Список нарушений и фактов в виде использования земли не по целевому назначению я представил в облдепартамент по управлению земельными ресурсами, попросив провести проверку, так как конкурс по распределению земли был проведен незаконно.

                                                                             ***

Щур с документами в руках доказывает, что на момент проведения конкурса девять человек не имели полномочий быть членами земельной комиссии Карабалыкского района. Еще один - отец новоявленного землепользователя - заявил самоотвод, однако подпись свою под протоколом с голосованием все же поставил. Чудеса, да и только.

- Кроме того, - продолжает адвокат, - я выяснил, что Ербол Бейсембаев, добиваясь на конкурсе земли, представил комиссии документы об аренде спецтехники. Я добыл доказательства, что никаких договоров на этот счет не существует, и владельцы техники во время налоговой проверки заявили, что с Бейсембаевым не работали.

Выяснилось и то, что в течение трех лет госорганы вообще не следили за тем, как используется выделенная ими земля. Карабалыкский отдел земотношений провел первый мониторинг на этот счет только после поступления жалоб и обращений. В областном департаменте ответственность с себя снимают.

- Это дело органов власти на местах, - пояснила замдиректора Асель ОЛЖАБАЕВА. - Мы не правомочны проводить такие проверки. Факт отсутствия мониторинга подтвердился, но сейчас, когда многое вскрылось и Бейсембаевы письменно признали факт субаренды, наши карабалыкские коллеги должны добиваться лишения арендаторов земли сами, и только через суд, ведь это они проводили конкурс и заключали договор.

- Их бездействие в течение трех лет ничем не объяснимо, - считает адвокат Щур, - тогда как по закону они должны были забрать эту землю у нерадивого пользователя давным-давно.

Я спросил в облдепартаменте, не свидетельствует ли вся эта ситуация о том, что на нее, возможно, влияет своими авторитетом и связями отец Бейсембаева.

- Вопрос этого влияния еще нужно доказать, но, конечно, факт бездействия карабалыкского отдела земотношений наводит на такую мысль, - сказала с улыбкой Асель Олжабаева. - В любом случае на основании доказанного факта субаренды решение вопроса может случиться только в суде.

                                                                           ***

Вот только до суда этого дойти очень трудно. Там и сям возникают препятствия и барьеры, на которые проще махнуть рукой, чем их преодолеть. Суконникова и Щур пока держатся. Твердо стоят на своем и госорганы: вроде что-то делают, но результата в итоге пшик. Оно и понятно: если это дело раскрутится как надо, ответ за наплевательское отношение к государственной земле должны будут держать не только нерадивые землепользователи, но и многие слуги государевы как в гражданских, так и в правоохранительных заведениях.

Стас КИСЕЛЁВ, Костанай

Поделиться
Класснуть