Сколько стоит человеческая жизнь?
Трагедия на шахте имени Костенко в Карагандинской области, унесшая жизни 46 работников, обнажила давнюю проблему полной социальной незащищенности шахтеров и горняков. У них нет справедливого пенсионного обеспечения и достойных специальных выплат. Не прописаны в законодательстве и точные размеры компенсаций в случае смерти людей на производстве.
Парламентарии сейчас проводят необходимые подсчеты и готовят законопроект, который должен обеспечить работников, занятых на вредных производствах, трудовыми гарантиями. Вместе с тем парламентарии разработали поправки по обеспечению безопасных условий труда.
Мизерные выплаты
На прошлой неделе премьер-министр Алихан СМАИЛОВ заявил журналистам, что готовящиеся поправки в законодательство, направленные на поддержку шахтеров, предусматривают возможность в 55 лет уволиться с работы с вредными условиями труда и получать специальное пособие (не пенсию) из четырех источников: республиканского бюджета, Единого накопительного пенсионного фонда, средств страховых компаний и работодателя. При желании шахтеры смогут устроиться на другую работу, не связанную с вредным производством. А после достижения пенсионного возраста вместо спецпособия им будут выплачивать общеустановленную пенсию.
Спецпособие - это, конечно, хорошо. Но каков будет его размер? В мажилисе мне отказались назвать конкретные цифры и прочие нормы, касающиеся статуса шахтеров, сославшись на то, что до конца подсчеты не провели, законопроект пока еще в работе.
По словам эксперта по трудовому праву юриста Муслима ХАСЕНОВА, сегодня для лиц, работающих на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, предусмотрено всего одно специальное пособие. Зато какое! Смысл сарказма, конечно, в размере этого спецпособия - 9,42 МРП (32 тысячи тенге). Выплачивается оно до достижения пенсионного возраста:
- мужчинам, достигшим 53 лет, имеющим стаж работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на работе с вредными и особо тяжелыми условиями;
- женщинам, достигшим 48 лет, имеющим стаж работы не менее 15 лет, из них не менее 7,5 года на указанных работах.
Возмутительна и выплата на погребение погибшего сотрудника членам семьи либо лицу, осуществившему погребение, в размере 35 МРП (120 тысяч тенге).
- Это же мизер! Так государство ценит тяжелейший труд шахтеров и горняков?! Требуется полностью пересмотреть систему социальных и трудовых гарантий шахтерам. Статус шахтера и горняка законодательно не определен. Ни в Трудовом кодексе, ни в Социальном кодексе нет особых гарантий работникам этих профессий, - возмущается Муслим Хасенов.
Пашите как все
По мнению Хасенова, при разработке “шахтерского” законопроекта обязательно нужны поправки в части пенсионного обеспечения. Самый социально ориентированный пенсионный закон действовал лишь с 1991 по 1997 год, когда шахтеры могли выходить на пенсию вне зависимости от возраста при наличии стажа 20-25 лет. Аналогичные льготы были и для многочисленных категорий работников тяжелого физического труда, занятых в сельском хозяйстве и в промышленности, а также для лиц с инвалидностью. Но все эти гарантии исключили в 1997-м, когда Пенсионный фонд был практически полностью опустошен. Приняли новый закон о пенсионном обеспечении. Но после протестов и волнений в ряде регионов правительство в 1999 году в качестве замены льготного выхода на пенсию придумало пресловутое спецпособие в размере 9,42 МРП, которое не менялось по сей день!
Гарантии - по нисходящей
После трагедии на шахте многие казахстанцы задались вопросом: а сколько вообще стоит человеческая жизнь? Какую компенсацию семье погибшего должен выплатить работодатель, по вине которого пострадал или погиб человек?
Точные размеры такого рода компенсаций были прописаны в законе об охране труда 1993 года. Документ регламентировал, что в случае смерти работника в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания работодатель выплачивает его семье десятикратный годовой заработок работника. Если шахтер, к примеру, зарабатывал 600 тысяч тенге в месяц, то компенсация в случае его гибели составила бы 72 млн тенге.
- Сегодня в законодательстве конкретных сумм в качестве возмещения в случае смерти работника не установлено. Все на усмотрение работодателя и страховой компании.
Размер возмещения зависит от размера заработка, который получал работник до смерти. Однако проблема в том, что такие суммы не подлежат индексации в соответствии с уровнем инфляции. Кроме того, в коллективном договоре предприятия могут быть установлены дополнительные условия, - отметил Муслим Хасенов.
Так, например, в коллективном договоре “АрселорМиттал Темиртау” на 2022-2024 годы установлено, что работодатель в случае гибели работника при исполнении трудовых обязанностей на производстве приобретает квартиру семье погибшего работника из расчета не менее 18 квадратных метров полезной площади на каждого члена семьи.
Принцип соразмерности
Обсуждая произошедшую трагедию с карагандинскими шахтерами, некоторые пользователи Казнета выразили мнение, что компенсация родственникам погибших должна быть не менее миллиона долларов. Адекватна ли такая сумма?
- На этот вопрос очень сложно ответить, так как жизнь человека бесценна, - считает Муслим Хасенов. - Но 1 млн долларов - это сумма, которая может быть минимальным предельным значением выплат. С этим я согласен, поскольку это в любом случае больше всех существующих сегодня возмещений. Но здесь нужно еще учитывать экономическое состояние работодателя.
Депутат мажилиса Ерлан САИРОВ считает:
- Миллион долларов, наверное, да, это правильно. А за увечья - более 10 млн тенге. Если не ввести такие крупные санкции, то у работодателей не будет никакого резона вкладывать деньги в безопасность труда, в человеческий капитал.
Мажилисмен Марат БАШИМОВ затруднился ответить на вопрос о том, каким должно быть возмещение за смерть человека:
- Даже не знаю, как это измерить, как восполнить такую утрату… Но какая-то методика должна быть, чтобы компенсация была не подачкой, а соизмеримой корпоративной солидарностью. Должен быть принцип соразмерности.
Контроль без предупреждения
Между тем депутаты уже разработали другой пакет законодательных поправок - по обеспечению безопасных условий труда. О них нашему корреспонденту рассказал председатель комитета по социально-культурному развитию мажилиса Асхат АЙМАГАМБЕТОВ.
Согласно проекту, инспекции по труду предлагается передать от местных исполнительных органов в ведение Министерства труда и социальной защиты населения. По словам Аймагамбетова, это исключит конфликт интересов, потому что акиматы зачастую являются крупнейшими работодателями.
- Разве они будут сами себя проверять? Насколько объективно они могут контролировать предприятия на своей территории, которые являются крупными налогоплательщиками? - вопрошает мажилисмен.
Наряду с этим депутаты предлагают значительно расширить штат государственных трудовых инспекторов. Если раньше их было более трехсот, то сегодня - около 260. Только с 2020 по 2022 год уволились 140 инспекторов труда.
- Значительно снизилось количество и качество плановых проверок организаций. Несколько лет назад мы возмущались, что эти проверки проводят только в рамках системы оценки рисков, но теперь даже эта возможность утеряна. Сейчас в основном идут проверки на соответствие разрешительным или квалификационным требованиям, но фактически они не покрывают нужного спектра проверок по безопасности труда, - подчеркнул Асхат Аймагамбетов.
По его словам, по сравнению с 2013 годом количество проверок снизилось с 13 тысяч до 5 тысяч, соответственно, количество зарегистрированных нарушений - с 34 тысяч до 8 тысяч, но не потому, что ситуация резко улучшилась. Количество станков, оборудования, которые запрещены к эксплуатации, уменьшилось в 35 раз. Это результат того, что охват проверками сегодня составляет лишь чуть более одного (!) процента от общего количества действующих предприятий.
- Внеплановые проверки сегодня практически невозможно проводить, хотя Казахстан еще в 2001 году ратифицировал конвенцию Международной организации труда, которая закрепляет право инспекторов на проведение проверок без предварительного уведомления в любое время суток. В этой связи депутаты предложили внести поправки в Предпринимательский кодекс, чтобы инспекторы могли проводить проверку без предупреждения работодателя, регистрируя ее в течение трех дней после начала, - рассказал Аймагамбетов.
Штраф - лучшая профилактика
Наряду с этим законодательные изменения предусматривают ужесточение ответственности за ряд нарушений. По действующему законодательству материальная ответственность работодателя за вред, причиненный здоровью работника, не должна превышать 250 МРП. Мажилисмены внесли поправку о том, что компенсация за утрату трудоспособности должна выплачиваться в полном объеме, а не ограничиваться фиксированным размером.
В Кодекс об административных правонарушениях внесли также поправки об усилении ответственности должностных лиц и работодателей в части обеспечения безопасности труда, к примеру, за нарушение требования об обязательных медицинских осмотрах, за отсутствие службы безопасности, отсутствие обучения по вопросам охраны труда, аттестации производственных объектов, необеспечение расследований несчастных случаев, нарушение требований по оплате труда.
- Сейчас ответственность за такие нарушения существует только в виде предупреждения, по ряду других нарушений она вообще несоразмерна рискам. Мы предлагаем серьезные штрафы. Мы также настаиваем, чтобы Институт профессиональных заболеваний функционировал самостоятельно, проводил научно-исследовательские работы. Этот институт еще с 1950-х годов работал в Караганде, позже его объединили с Карагандинским медицинским университетом, хотят даже забрать их здание. Вместе с тем парламентарии инициировали поправки о восстановлении Научного центра по безопасности работ в горной промышленности (КазНИИБГП), который ликвидировали около семи лет назад, - поделился Асхат Аймагамбетов.
Эти законодательные поправки сейчас ожидают заключения правительства.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото Михаила СОКОЛОВА, Астана
Опрос в тему
А вы как считаете, по какому принципу должны назначать компенсацию в случае гибели работника на опасном производстве?
- По миллиону долларов за каждого погибшего независимо от стажа и заработка.
- Выплата должна быть привязана к годовому заработку работника: в 10- или 20-кратном размере.
- Нужно выплачивать ежемесячно или ежегодно среднюю зарплату работника до достижения им пенсионного возраста.
- Компенсации должны быть разумными, чтобы наша промышленность совсем не загнулась.
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz
Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
- Улучшит ли ситуацию с безопасностью на дорогах создание единого полномочного органа в сфере технического осмотра?
- Да, кто-то должен жестко контролировать эту сферу..................20%
- Нет, это очередная новая кормушка для определенного круга лиц.................51%
- Техосмотр вообще не нужен. Каждый сам должен чувствовать свою ответственность за безопасность на дорогах...........29%