2500

Атомщики не враги народа

В вопросе строительства АЭС радиофобия - плохой советчик, утверждают ученые

Атомщики не враги народа
Фото с сайта pkzsk.info.kz

Через две недели после того, как глава государства в своем послании народу предложил вынести на общенациональный референдум вопрос строительства в республике первой АЭС, в Национальном ядерном центре (НЯЦ) в Курчатове Абайской области прошла международная конференция. Ученые выразили готовность доказать казахстанцам, что современные атомные электростанции абсолютно безопасны.

Как сообщалось, 17 августа Мин­энерго объявило, что первую в Казахстане атомную электростанцию решили построить в поселке Улкен Жамбылского района Алматинской области. И уже через пять дней его жители на публичном обсуждении поддержали строительство АЭС в их поселке. А уже 1 сентября президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ объявил о необходимости проведения республиканского референдума.

Ученые, собравшиеся на традиционной международной конференции в Курчатове, заявили, что готовы разъяснять всем желающим на всевозможных площадках: современная АЭС не представляет опасности.

- Мы изначально прикладывали все усилия для того, чтобы заниматься просветительской деятельностью, - отметил заместитель главного инженера НЯЦ Денис ЗАРВА.

Денис ЗАРВА.

 - Но, к сожалению, у нас люди неохотно читают наши статьи. Зато легко принимают на веру часто абсурдные заявления противников строительства АЭС. Вот я участвовал в общественных слушаниях, где экологи заявляли: “Результаты различных исследований свидетельствовали о том, что радиационный фон вблизи АЭС повышенный”. Это далеко не так. Как раз вблизи АЭС радиационный фон - естественный, природный. А вот вблизи тепловых станций, работающих на угле, радиационный фон превышает норму в 5-7 раз! Это связано с тем, что в каменном угле изначально содержится включение природных радионуклидов. При сжигании углеводородного топлива радионуклиды не исчезают бесследно фантастическим образом, а попадают в атмосферу вместе с пеплом, существенно повышая радиационный фон.

Часто противники строительства АЭС в Казахстане приводят в качестве аргумента катастрофы в Чернобыле и Фукусиме.

- На самом деле история атомной энергетики знает три крупнейшие аварии, которые случались в прошлом на АЭС. Это Три-Майл-Айленд в США (1979 год), Чернобыль в СССР (1986 год) и японская Фукусима (2011), - перечисляет Денис Зарва. - Сразу хочу отметить, что это - реакторы первого, второго поколения, которые разрабатывались в 1950-1960-е годы. Строили их в 70-е годы прошлого столетия.

Современные АЭС, которые сейчас проектируют, строят и экс­плуатируют в мире, относятся к поколению 3+. Они изначально обладают усиленной системой безопасности. В их числе - защита от некомпетентного оператора, - продолжил специалист. - При любом инциденте множество рубежей защиты способны привести реактор в безопасное состояние даже без участия человека. Если гипотетически допустить возникновение тяжелой аварии на АЭС (что крайне маловероятно), глубокоэшелонированная защита не допустит выхода радиоактивных веществ за пределы площадки. Следовательно, населению, проживающему поблизости, ничего не угрожает.

Физики-ядерщики признают, что крайнюю форму радиофобии у казахстанцев породило тяжелое наследие Семипалатинского испытательного ядерного полигона. При этом они призывают взглянуть на трагический опыт с другой стороны.

- Проблема в том, что казах­станцы никак не могут проститься с ролью жертвы, - считает главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института радио­логии и агроэкологии Сергей ЛУКАШЕНКО, продолжительное время работавший в казахстанском НЯЦ. - Но жертва не способна добиться высоких целей. Для этого нужно чувствовать себя победителем. Нужно понять, что мы не страдаем, а обладаем абсолютно уникальным объектом, к которому нужно относиться без страха, но с должным уважением.

Сергей ЛУКАШЕНКО.

- Безусловно, здесь прогремело 456 атомных взрывов. Бесследно это не проходит, - признает он. - Но сейчас страшного ничего нет, конечно, при условии, если ты знаешь о полигоне все то, что позволяет обеспечивать безо­пасность жителям и извлекать выгоду из своего положения. Это сейчас и происходит. Посмотрите: ученые-атомщики с мировым именем из Японии, США, России, Франции, Китая и других стран съехались в Курчатов на конференцию “Семипалатинский испытательный полигон: наследие и перспективы научно-технического потенциала”.

По словам Лукашенко, всем интересен опыт специалистов НЯЦ, которые работают совместно практически со всеми ведущими научно-исследовательскими институтами мира - поставщиками атомных технологий.

- Основное направление их деятельности говорит само за себя. Это как раз моделирование тяжелых аварий и изменение конструкции реактора, чтобы свести возможность аварий на АЭС к нулю! - восклицает ученый. - Многие решения найдены, и они уже используются в дизайне реакторов нового поколения в других странах. И при всем при этом Казах­стан, где атомщики знают о безо­пасности реакторов все, до сих пор не построил свою АЭС! Мне было обидно читать: Узбекистан начал строить АЭС, Беларусь уже построила, а в Казахстане, занимающем второе место по запасу урана в мире и первое место по его добыче, разговаривают, разговаривают - и нет ничего! Нужно понимать: люди, которые будут строить реактор, они не враги собственного народа. Они точно так же здесь будут жить. Они тоже хотят, чтобы все было нормально.

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

КСТАТИ

Курчатов ничем не уступает Улкену


в качестве площадки строительства АЭС, считает генеральный директор НЯЦ Казахстана Эрлан БАТЫРБЕКОВ.
- Как вы знаете, НЯЦ участвовал во всех технико-экономических исследованиях возможности строительства атомной станции на территории Казахстана. В частности, благодаря нашим исследованиям были определены сначала пять площадок, потом три площадки, это Курчатов, Улкен и Актау. Далее уже были отобраны государственной комиссией две площадки: Курчатов и озеро Балхаш. И сегодня больше акцентов и больше плюсов на то, чтобы построить такую станцию в поселке Улкен, - сказал Батырбеков на X международной конференции “Семипалатинский испытательный полигон: наследие и перспективы развития научно-технического потенциала”.
Он объяснил причину выбора поселка Улкен в качестве площадки для АЭС его географичес­ким расположением:
- На сегодняшний день необходимость строительства атомной станции определяет электроэнергетика. И они (инициаторы проекта АЭС. - КазТАГ) говорят о том, что это центр Казахстана, это ближе к югу Казахстана, где наибольшая потребность в электро­энергетике. То есть все плюсы, которые есть у площадки Улкен, - все это связано с электро­энергией. Если сравнивать с площадкой города Курчатова, которую здесь можем построить, на Семипалатинском полигоне, то с точки зрения тех требований, которые на сегодняшний день существуют и которые выработаны Агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), то они где-то равноправны. Но большая потребность на сегодняшний день и в ближайшей перспективе все-таки на юге Казахстана... Но город Курчатов, площадка на Семипалатинском полигоне, с точки зрения тех требований, которые есть и существуют к площадкам для строительства атомных станций, ничем не уступают Улкену - только по потребностям.
КазТАГ

Поделиться
Класснуть