2380

Министерские грабли

Про поспешные решения, которые можно легко отменить

Министерские грабли
Рисунок Игоря КИЙКО.

На августовском совещании педагогов, состоявшемся в Астане в минувшую пятницу, как уже всем известно, объявили, что продолжительность школьного учебного года сократят на две недели. Дети снова будут учиться до 25 мая. Зачем нужно было огород городить?

Преамбула

В тот же день, 25 августа, на сайте электронного правительства опубликовали проект приказа “Об определении сроков начала и завершения учебного года, а также сроков проведения итоговой аттестации обучающих в организациях среднего образования”. Обсуждать его будут до 11 сентября и, понятное дело, примут без возражений. Что изменится? Учиться дети будут, как и раньше, с 1 сентября по 25 мая и чуть больше (по сравнению с прошлым годом) отдыхать на каникулах: зимние станут длиннее на один день, весенние - на два.

Всего год назад на этом же портале обсуждали приказ с противоположным смыслом. Мягко говоря, удивительное непостоянство для решений подобного уровня! Почему это происходит и как отражается на отношении граждан к власти?

Не поняли и не приняли

Учитель химии из Тараза Станислав КОТОВ работает в школе уже 12 лет и к перманентным изменениям в системе образования давно привык. Вот и сейчас, говорит он, учителя не удивились, когда услышали, что вернут 34 учебные недели.

- Не думаю, что Министерство просвещения нашло в себе силы признать ошибку. В ведомстве до последнего стояли на своем: мол, все сделали правильно, но поспешили. Не знаю, что произошло. Скорее всего, министерство вынудили сделать такое заявление более влиятельные силы. Вы сами видели, на какой уровень вышла эта тема - вся страна последние недели обсуждала, сколько будут учиться дети.

- Вам придется что-то сущест­венно перекраивать в своей работе?

- Нет, именно на учителей эти изменения не особо влияют. Перепланируем учебные планы на третью и четвертую четверти, а в целом все останется, как раньше. Именно потому, что продление учебного года, помимо самого факта сокращения каникул, на программе и нашей работе особо не отразилось.

Переход на 36 учебных недель оказался неподготовленным. Это ошибка Министерства просвещения, из-за которой решение пришлось отменить. Извечная проблема - отсутствие постоянной обратной связи между чиновниками (причем на всех уровнях), педагогами и родительским сообществом. Никто ничего не понял и в итоге не принял. Допускаю, что министерство спустило информацию руководителям управлений образования на местах, но до учителей она, как всегда, дошла в искаженной форме. Подобное происходило, когда в школах внедряли обновленку и критериальную систему оценивания.

- Почему министерство, на ваш взгляд, все время наступает на одни и те же грабли?

- Это проблема менеджмента в образовании. Мы реформируем систему, но управление базируется на принципах, сформированных еще в советские времена: строгая вертикаль, распоряжения только сверху вниз. Минимум обратной связи, хотя я убежден, что подобные решения должны принимать, прислушиваясь к мнению директоров и педагогов. Министерство образования разделили на два отдельных ведомства, частично переподчинили управления образования, но на ситуацию существенно это не повлияло.

Вместе с тем Станислав Котов считает, что учиться не 34, а 36 недель в любом случае придется. Но к такому формату нужно серьезно подготовиться: не откладывая, проанализировать учебные программы, решить, как их можно изменить, выстроить все организационные процедуры и главное - диалог с обществом.

- Объясните, зачем увеличивать учебный год?

- Профильная подготовка казахстанских школьников на порядок слабее, чем у сверстников из России и тем более Европы. Достаточно сравнить содержание казахстанских и признанных мировых учебных программ. Нашим выпускникам школ перед поступлением в вузы приходится брать дополнительные занятия или учиться на нулевом, подготовительном курсе.

Обновленка вместе с другими мерами должна была сократить этот разрыв: изначально ведь говорили и про переход на 12-летнее обучение, и про то, что не хватает времени на профильную подготовку... Нынешние программы нужно менять, учитывая эти аспекты. Дополнительный материал требует времени, а перегрузки учащихся чреваты. Ведь вся соль не в самой продолжительности учебного года, а в том, что сейчас дети физически не справляются с объемом информации, который они вынуждены усваивать. Это сложный процесс, здесь нужен комплексный подход.

Реформы глобальные - ответственности ноль

Первый специалист из стран Центральной Азии, аккредитованный европейской международной ассоциацией политических консультантов, Ассоль МИРМАНОВА тоже считает, что подобные решения (особенно в крайне чувствительных, социально значимых сферах образования и здравоохранения) требуют более тщательного подхода.

- Непоследовательность, о которой мы говорим, - один из факторов уязвимости нашей политической системы. У людей она вызывает раздражение, недоверие к власти и государству в целом, - рассуждает эксперт. - Что мешает сначала проводить апробацию важных новшеств в одном городе или регионе и только после этого (предварительно получив положительную оценку специалистов) масштабировать их на всю страну? Это гораздо более эффективный и разумный подход. Но в Казахстане он непопулярен: чиновники привыкли мыслить глобально, делать все и сразу.

- Это типично для всех сфер. Последний яркий пример - реформа управления многоквартирными домами с созданием ОСИ. Два года говорили, что с 1 июля 2023 года КСК перестанут работать, призывали собственников квартир объединяться, а в итоге оставили обе формы управления многоэтажками. Что это - кризис в системе управления?

- И он тоже. Кроме этого играет роль размах реформ. Они масштабные и позволяют размазать ответственность. Можно всегда сказать: акиматы на местах плохо сработали, закон хороший - исполнение хромает и так далее. Попытаться скрыть недостатки принятых программ, внося изменения в них. Или вовсе разработать новые. Безалаберность и халтура - на каждом этапе реализации. Это тоже не добавляет доверия со стороны граждан.

Чиновники любят реформировать и при этом боятся брать на себя ответственность. Такой подход требует последующих кадровых решений, а в Казахстане пока не сформирована культура, когда министр или его зам уходит в отставку, признав свою ошибку.

- Извечный вопрос: что же делать?

- Менять этику госслужащих, причем реально, не на бумаге менять. На это нужны политическая воля и время. Все постепенно, наивно полагать, что сложившаяся система изменится в одночасье. Пока не сформируется культура, когда чиновник берет на себя ответственность за свои ошибки, истории, подобные той, которую мы с вами обсуждаем, будут повторяться снова и снова.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть