428

Поохотились? Давайте порыбачим!

Какой подарок браконьерам готовит Минсельхоз

Поохотились? Давайте порыбачим!

Легализация синтетических рыболовных сетей, которые и ввозить-то в страну запрещено, не то что использовать, судя по всему, не за горами: разговоры о временном снятии запрета уже дошли до стадии законопроекта. Документ с изменениями в перечень разрешенных к применению видов орудий и способов рыболовства был выставлен на обсуждение в последних числах сентября и возмутил многих рыболовов-любителей. Сетей в водоемах, говорят рыбаки, в таком случае станет гораздо больше, чем рыбы, которая массово будет гибнуть, запутавшись в снастях. В стане сторонников легализации, наоборот, изменения считают “большим шагом в развитии рыбной отрасли страны”.

Запретить не получилось

В Минсельхозе признают, что, несмотря на всевозможные запреты, “природоохранные мероприятия на рыбохозяйственных водоемах подтверждают факты использования сетей из синтетического моноволокна для незаконной добычи рыбных ресурсов”. Тем не менее приходят к выводу, что можно разрешить их использование в пилотном режиме два года. И тут же осторожно замечают, что “разрешение может вызвать широкий общественный резонанс, поэтому нужно организовать широкую разъяснительную работу”.

Противостоять браконьерам собираются с помощью QR-кодов, которыми будут метить сети промысловиков, работающих по лицензии, и отличать их тем самым от нарушителей.

В комментариях под опубликованным законопроектом мнения прямо противоположные: от восторженных благодарностей за то, что теперь не придется при наличии лицензии на вылов платить штрафы за запретные, но все равно используемые сети, до откровенных возмущений тех, кто уверен, что это непопулярное решение ведет к катастрофе.

Напомним, синтетические мелкоячеистые сети из моноволокна, тоннами оседающие на дне буквально всех пригодных для рыбалки водоемов, были запрещены к использованию, ввозу и продаже постановлением правительства по причине их губительного воздействия на фауну озер и рек. Но, несмотря на запреты и штрафы, они по-прежнему в ходу.

Pro et contra

И вот крайне, как оказалось, чувствительный к обращениям граждан комитет рыбного хозяйства Минсельхоза “в связи с неоднократными обращениями ряда пользователей рыбохозяйственных водоемов и рыбаков промыслового лова” еще два года назад инициировал проведение исследований. Итогом этих экспериментов стало предложение рассмотреть возможность применения в рыболовстве сетей с диаметром ячеек от 50 мм и более, изготовленных из синтетических мононитей толщиной от 0,2 мм, в пилотном режиме два года.

- Для проведения сравнительных испытаний мы взяли сети одинаковой модификации: капроновые и из синтетических мононитей. Работали на разных водоемах и в разные сезоны, - поясняет директор аральского филиала Научно-производственного центра рыбного хозяйства Тынысбек БАРАКБАЕВ. - Где-то лучшие показатели уловистости демонстрировали капроновые, где-то - из синтетических мононитей. По итогам исследований пришли к выводу, что сети с диамет­ром мононити от 0,2 мм и более обладают достаточной прочностью и вполне пригодны для промыслового рыболовства. И многие природопользователи аргументируют как раз тем, что в ряде европейских стран, а также, к примеру, в России, запрещенные у нас сети разрешены к применению. И если снимут запреты у нас, то избавляться от орудия лова, просто бросая его на дно, уже не будут. Наоборот, будут покупать сети качественные и крепкие, чтобы использовать их не единожды.

Глава республиканской Федерации спортивного рыболовства Роман БОТАБЕКОВ уверен: за этой попыткой легализации стоит мощное лобби тех, кто торгует запрещенными сетями и ими промышляет. При этом состоянием озер, рек и водохранилищ никто из лоббистов, понятное дело, не озабочен.

- У нашей федерации 13 филиалов по всей стране, мы объединяем десятки тысяч любителей и спортсменов-рыболовов. И каждый из нас знает реальное состояние водоемов и то, как мало рыбы осталось в них, - констатирует Ботабеков. - Ежегодно проводим акции по очистке, поднимая со дна залежи этих синтетических сетей с запутавшейся в них мертвой живностью. Больно смотреть, сколько там всего застревает, сколько молоди погибает в тоннах этих нитей. Те, кто лоббирует легализацию, очисткой рек не занимаются и на дорогие капроновые сети тратиться не собираются. У них одна забота: сократить расходы и наловить при этом побольше.

Организовать поездку на озеро или реку каждому, кто утверж­дает, что со снятием запретов промысловики будут бережнее относиться к своим сетям и водоемам, готов лидер южноказахстанского движения “13-й кордон” экозащитник Сергей ЕФРЕМОВ. Готов он и к тому, чтобы провести собственный эксперимент: возглавить службу охраны на любом водохранилище и за короткий срок отвадить от него браконьеров.

- О каком контроле может идти речь, если на всю Туркестанскую область четыре инспектора рыбоохраны?! - недоумевает Ефремов. - Толку-то от их полномочий, если у них ни лодок нормальных, ни оснащения?! Как сегодня выглядит борьба с браконьерами: поймают для показухи парочку нарушителей, выпишут штраф, изымут улов - все, можете снова возвращаться к промыслу.

Молчат как рыбы

Попытки общественника быть услышанным в министерствах и ведомствах тоже ни к чему не привели.

- Вылов идет бесконтрольный, и не удочками, а сетями и током. Но ситуацию предпочитают не замечать. Уж не знаешь, к кому обращаться с проблемами, - сетует экозащитник. - Сколько пытались достучаться до председателя комитета рыбного хозяйства Минсельхоза Наримана ЖУНУСОВА - слушал, кивал, обещал навести порядок. В итоге сел за взятки. При встрече с министром экологии и природных ресурсов Ерланом НЫСАНБАЕВЫМ я так и не смог добиться четкого ответа на вопрос: если я, к примеру, возьму лимит на вылов 50 тонн рыбы, то кто мне помешает наловить в три раза больше? То же самое, уверен, будет и с контролем за использованием сетей.

Разгоревшиеся страсти по синтетическим снастям уж очень напоминают прошлогодние споры чиновников и экологов по поводу разрешения на отстрел сайгаков под предлогом того, что они топчут посевы и наносят ущерб фермерам.

Тогда кому-то хотелось знатно поохотиться, а теперь - порыбачить?

Алиса МАСАЛЁВА, рисунок Игоря КИЙКО, Шымкент

Поделиться
Класснуть