5128

Улькен совсем не улькен

Наш корреспондент побывала в давно забытом поселке, о котором все вдруг вспомнили, когда понадобилось место для строительства атомной электростанции.

Улькен совсем не улькен

Добраться до Улькена из южной столицы непросто, хотя поселок и расположен в Жамбылском районе Алматинской области. Для этого нужно преодолеть расстояние почти в 400 километров. Несколько раз в неделю сюда из Алматы ходит автобус. Такси обойдется в 50-60 тысяч тенге. Можно добраться и на поезде до соседнего Шыганака, а оттуда на частнике до Улькена. При таком раскладе дорога займет не менее 10 часов. Но на этой неделе здесь было многолюдно - проводились публичные обсуждения перспектив строительства АЭС.

Как это было

Для жителей Улькена публичное обсуждение - целое событие. Многие пришли сюда нарядными. Актовый зал школы не вместил всех желающих, кто-то стоял в коридоре. Но другого большого и приличного места в Улькене нет.

На обсуждениях директор ТОО “Казахстанские атомные электрические станции” Тимур ЖАНТИКИН сообщил: их компания обследовала два района размещения атомного реактора - в Восточном и Южном Казахстане. Однако по итогам исследований именно Улькен признан лучшей локацией для строительства АЭС. Эти результаты исследований были рассмотрены и одобрены на заседании межведомственной комиссии по развитию атомной отрасли. Окончательное решение по вопросу согласования строительства примет маслихат Алматинской области. Но для этого нужно выслушать местных жителей.

- Сейчас мы разрабатываем проект. По просьбе правительства были проведены независимые техническая и экологическая экспертизы силами старейшей японской атомной компании, - обратился к залу через гул толпы Жантикин.

Организатор мероприятия, а им было Министерство энергетики, просил выступать именно жителей Улькена. Все они высказывались за, сетуя на заброшенность поселка, дефицит работы и электро­энергии. Во время их выступлений активисты кричали: “Позор!”, “Нет АЭС!”, “АЭС жол жок!”

Жители Улькена на выступления противников АЭС реагировали неоднозначно. Одни просто слушали, другие скандировали: “Мирный атом!”, “Мы за АЭС”. Обсуждения превратились едва ли не в балаган, причем все это с шумом и криками длилось более часа.

Приглашенным экспертам-энергетикам приходилось даже в микрофоны кричать. Их перебивали, задавали одни и те же вопросы, недослушав ответы. Было ощущение, что активисты просто пытались сорвать обсуждения.

Член общественного совета Министерства экологии и природных ресурсов Светлана МОГИЛЮК заявила, что обсуждения - это якобы шоу, а улькенцев вводят в заблуждение и не рассказывают всей правды об экологических последствиях атомной энергетики. Организаторы отключили ей микрофон…

Конфликт интересов

Митинговать в Улькене вышли не жители поселка, а алматинцы, приехавшие сюда накануне. Именно они развернули во дворе учебного заведения плакаты с надписями “Мы против ядерных предприятий на территории Казахстана”, “Запретить строительство атомной станции”, пока в местную школу потихоньку сходились улькенцы.

Одна из активисток, Мадина КУКЕТАЕВА, рассказала, зачем она приехала в Улькен. По ее словам, все опасные проекты подобного масштаба строят иностранные компании. А их интересует только прибыль, тогда как расплачиваться за последствия будут казахстанцы.

Кстати, на митинг представители Министерства энергетики и приглашенные эксперты никак не отреагировали, просто прошли мимо в школу. Правда, заместителя директора научно-технического центра безопасности ядерных технологий Александра КЛЕПИКОВА окружили активисты и журналисты, заставив отвечать на вопросы, хотя он был просто приглашенным экспертом. Позже он дал “Времени” комментарий:

- АЭС строить дорого. Но когда пройдет период окупаемости, то энергия будет достаточно дешевой. У меня неоднозначное мнение. Оптимальный вариант для использования атомной станции - это промышленность, тогда строительство будет окупаться. А промышленность у нас не особо развита. В южном регионе, кстати, есть кое-какие планы по строительству заводов по переработке металла. Если использовать АЭС в этом плане, то я за строительство. Но я не хотел бы, чтобы к нам пришли, построили и ушли. Я хотел бы, чтобы Казахстан получил технологии. Сейчас на Ульбе, например, стоит завод, который производит топливо для Китая. Если бы Казахстан в будущем мог производить топливо для своего реактора сам, то снизилась бы стоимость эксплуатации АЭС и мы могли бы продавать топливо и другим странам.

С чего всё начиналось

Улькен изначально планировался как городок энергетиков на 20 тысяч жителей. Нынешние местные жители сюда приехали на строительство Южной-Казахстанской ГРЭС около 40 лет назад. Однако тот проект так и не завершили. А люди остались.

Родители Натальи ХАКИМУЛИНОЙ в 1980-х годах продали свой дом в Экибастузе и приехали сюда работать. Женщина здесь выросла сама и вырастила сына. И наблюдала за тем, как Улькен вымирает.

Сейчас Наталья ждет любых перемен в поселке, пусть это будет даже строительство АЭС. У женщины здесь небольшой бизнес: в одной комнате маленький магазинчик, в другой - кафе “Алекс”, где кормят домашними пельменями. Готовят в основном для приезжающих отдыхать на озеро Балхаш и для холостых. У улькенцев нет традиции ходить по кафе - едят дома. Бизнес Натальи позволяет прокормить только одного человека - ее саму. Иногда доходы уходят в минус. Тогда спасают полуфабрикаты, которые она делает на продажу.

- Я надеюсь, что за счет строительства АЭС сюда придет цивилизация. Здесь есть только амбулатория, там можно сделать укол и померить давление. А если человеку плохо, то он сам добирается в больницу. Роженицы заранее уезжают в Приозерск. Машину скорой помощи выделили, она новая, но стоит в гараже. Я сломала зимой руку, главврач выписал направление в областную больницу, а скорая отвезти не смогла. Я предложила заправить бензином, но оказалось, что единственный водитель в отпуске. А теперь и вообще эта вакансия открыта, - делится своими жизненным опытом и соображениями с нами Наталья. - Экологических последствий мы не боимся. Не могу сказать, что все в Улькене за строительство. Есть и противники. Это в основном рыбаки, они переживают не только из-за того, что может исчезнуть рыба, но и что им просто запретят рыбачить.

Как живёте-можете?

По поселку нас возил пенсионер Александр ЛУНЕВСКИЙ. Он переехал сюда из Баканаса в 1987 году. Прожил здесь 30 лет и перебрался с семьей в Алматы, но летом приезжает в Улькен отдохнуть и подработать частным извозом.

- Я занимаюсь этим, чтобы не валяться на диване. Да и квартира здесь осталась, продавать за миллион тенге не хочу. Пусть стоит, пить-есть не просит. Я слышу разговоры про строительство АЭС уже давно и думаю, что это будет хорошо для всех. Только надо строить качественно, как в Японии. Электроэнергии в Казахстане давно не хватает. Ставят ветряки и солнечные батареи, но это же ерунда все, а не решение проблемы, - считает таксист.

Рыбак-промысловик Ринат СМАИЛОВ не жалуется на жизнь и сейчас. Ему удается зарабатывать до 500-600 тысяч тенге в месяц. Он сдает свой улов рыбному цеху. По договору должен за раз привозить по 150 килограммов. Ради такого улова нужно уходить далеко в море, как говорят рыбаки, потому в Балхаше с каждым годом рыбы все меньше и меньше.

- Да, Улькен надо развивать, но если АЭС ударит по экологии, что будет с нашей рыбой? Не останемся ли мы без последней работы, которая здесь есть? - задает риторические вопросы Ринат. - Хотя я бы пошел и на другую нормально оплачиваемую работу, если предложат. Было время - ездил на вахту.

По рассказам жителей поселка, выбор, куда трудоустроиться, очень ограничен. Улькен кормит рыба и электрическая подстанция оператора распределительных сетей KEGOC. Кто-то работает на строительстве дорог, кто-то - в акимате и школе. Остальные занимают себя сами: в основном торгуют. Детского сада, кружков и секций в Улькене нет.

Жизнь здесь стоит недешево. Еда привозная. Все дороже, чем в Алматы. Частного жилого сектора тут нет - одни многоэтажки без центрального отопления. В каждом жилом доме (а есть и нежилые дома) установлены электрические котлы. Поэтому зимой счет за свет выходит в районе 40-50 тысяч тенге. Областной бюджет субсидирует затраты жителей на электроэнергию на 40 процентов.

Каждый уезжающий из Улькена - реально большая потеря для местных, ведь чем больше жилых квартир в доме, тем меньше счет за электричество, которое оплачивают вскладчину.

Первые этажи высоток рацио­нально оптимизировали под мелкую коммерцию. В много­квартирном жилом доме расположены даже акимат, пункт полиции и энергоснабжающая компания “Балхашэнерго-1”. Нет отдельно стоящих кафе и гостиниц - они тоже давно обосновались на первых этажах.

В Улькене, по официальным данным, всего 1686 жителей. Все друг друга знают. Говорят, что тут вообще нет преступности.

Про перспективы

Аким Улькена Кенжемурат КАСЕНОВ принял нас просто, без предварительной записи и запросов. Конечно, он был готов к гостям из-за публичных обсуждений. Аким поделился планами на будущее: уже готовят проектно-сметную документацию на строительство местных дорог, ведут переговоры о выкупе заброшенного здания детсада, который стоит в центре Улькена. Оно в частной собственности у компании “Элитстрой”.

- В этом здании четыре блока. Мы могли бы разместить там и акимат, и полицию, и амублаторию, и детсад. Закрыли бы разом четыре давние проблемы, - говорит аким.

Касенов обещает, что все перечисленное появится в поселке вне привязки к строительству АЭС. А пока он с гордостью отмечает, что раньше из Улькена наблюдался отток населения, а сейчас, наоборот, сюда переезжают жители из соседнего Шыганака. В основном из-за лучших условий жизни и отопления на электричестве. Ну и, наверное, из-за перспектив, как переезжали в Улькен люди 40 лет назад. А вот останутся перспективы перспективами или станут реальностью, пока никто не знает.

Екатерина ТИХОНОВА, фото автора, Улькен - Алматы

Поделиться
Класснуть