3674

Вадим ГУБАНОВ, репетитор: Математика не виновата в том, что её плохо преподают

Почему раньше дети усваивали школьную программу в школе, а теперь приходится платить за дополнительные занятия?

Вадим ГУБАНОВ, репетитор: Математика не виновата в том,  что её плохо преподают

- Я по образованию инженер, дип­лома педагога не имею. Думаю, моя успешность как репетитора объясняется именно этим. Если считать, что школа сейчас загнана в угол, то загнали ее туда люди с педагогическим образованием. Ну а я пришел к ним на помощь.

С этого признания начинает наш разговор один из лучших и востребованных репетиторов по математике не только в нашей стране, но и на всем постсоветском пространстве Вадим ГУБАНОВ. В профессии он с 1970-х годов. В то время репетиторство не было настолько востребованным, и тем не менее первые ученики у Вадима Валентиновича появились именно тогда. Губанов продолжал работать инженером, а вечерами к нему приходили ребята, с которыми он занимался математикой. Потихоньку это стало главным делом его жизни: приходилось все время учиться, совершенствоваться, придумывать. В 2003 году наш герой, как он сам говорит, ушел на вольные хлеба. С тех пор он репетитор.

Вадим ГУБАНОВ.

И не простой. Ученики его получают образование по всему миру и пишут благодарные отзывы: “Лучший учитель из всех, кого я когда-либо видел…”, “Развивает интерес к науке и помогает справиться с академическими пробелами…”, “Расширяет кругозор и поселяет в нас неугасаемое желание учиться”. Хотя бывают и другие истории.

- Ко мне пришли мама с дочкой - выпускницей школы. На лице у девочки написано: отличница. Запрос понятный: подготовить ребенка к ЕНТ, - вспоминает Вадим Валентинович. - Мама настаи­вает: нужно прорешать хотя бы 50 вариантов тестов. “Зачем? - спрашиваю. - Посмотрим один, максимум два”. Не понимает: “Как тогда экзамен сдавать? В чем помощь репетитора?”

В том-то и дело: чтобы усвоить программу 6-го, 7-го, 8-го и далее классов или подготовиться к ЕНТ, не нужно решать все задачи, которые есть в учебнике, или натаскивать ребенка на тесты. Научите его справляться с заданиями хотя бы на уровень сложнее тех, с которыми он столк­нется. Важны не количество, а уровень понимания. Сделайте из рядового школьника думающего человека. Я тогда сказал об этом и маме, и девочке. Больше мы не встречались.

- Мы очень часто стенаем: раньше дети справлялись со школьной программой без репетиторов, а теперь чуть ли не все поголовно вынуждены платить за дополнительные занятия. Почему? Что изменилось?

- Школу, как я говорил, загнали в угол, и детей вместе с ней. Дело, наверное, в том, что в педагоги идут люди, как бы это выразиться, разные. Общий уровень образования в этой среде весьма невысок. У многих нет ни малейшего интереса к работе. Разговаривал с учителем химии, и он обронил такую фразу: “Не провожу на уроках опыты, потому что потом придется пробирки мыть”. Я дар речи потерял. А догадаться привлечь к этому детей? Если на уроке интересно, они в очереди будут стоять, чтобы пробирку помыть. Формальный подход, отсутствие малейшего желания донести свой предмет до детей.

Задача педагога - увлечь ученика. Излагай понятно. Рассказывай интересно. Применяй нестандартные методы. В школе объем информации больше, чем у репетитора. Но запоминают ли что-то дети? Остается ли что-то в их голове? Всегда были разные учителя: и хорошие, и плохие. Просто хорошие куда-то подевались, а ведь педагог - цент­ральная фигура в школе. В свое время на меня большое впечатление произвела фраза: у ученика не загорятся глаза, если они не горят у учителя. Вот и ответ на ваш вопрос.

- А объективные факторы: слишком много детей в классе, перегруженные школы? То ли одному ребенку разжевал и в рот положил, то ли тридцати...

- Это еще один пункт не в пользу школы. Мало того что желания и отдачи в работе нет, так еще и классы перегружены. Плюс бесконечные реформы в системе образования, которые выдают отношение к ученикам и педагогам. В какой-то момент - случилось это в 2008 или 2009 году - я заинтересовался: что же это за заведение такое, где так калечат наших детей? И, не поверите, пошел работать учителем. На год меня хватило. Понял: система будто зомбирует и взрослого, и ребенка. Я в ней оставаться не захотел.

Ученику первого класса 6-7 лет. В этом возрасте он живейшим образом изучает окружающий мир, терроризирует близких тысячей вопросов. В школе ему сразу же объясняют: вопросы задавать - нарушать дисциплину, спросишь в конце урока. А ребенок к тому времени все уже забыл - его психика так устроена. Через некоторое время у школяра вопросы возникать перестают, а к 8-му классу мы имеем сложившегося пофигиста. И спрашивается: это он виноват? Отчасти виноват, да. Но кто же в нем такое отношение к учебе культивировал? Школа!

- Вы изучали современные казах­станские учебники?

- Человек я цивилизованный, но, когда их будут сжигать на площади, приду туда и спляшу. Нынешние учебники в полной мере ответственны за качество образования в наших школах. Я говорю даже не про орфографические и пунктуационные ошибки, там хватает математических, логических ляпов, задач, которые состряпали второпях.

Рисунок Игоря КИЙКО.

Кроме этого в Казахстане очень плохая программа по геометрии. Детей практически никак с этой наукой не знакомят (а ведь можно сделать это интересно!). И вот в 7-м классе геометрия приходит в школу с ее аксиомами, теоремами и очень непростыми задачами. Ученики ничего не понимают. Через какое-то время начинают бояться предмета, потому что учитель ставит двойки за незнание. В итоге геометрию люто ненавидят. Своим ребятам, которые учатся в 6-м классе, рекомендую к геометрии готовиться заранее - благо в интернете есть ресурсы, на которых в доступной форме дают базовые знания.

- Нередко и математику ненавидят!

- Математика не виновата в том, что ее плохо преподают.

- Если у ребенка нет способностей? Если он гуманитарий?

- Давайте обсудим это слово. Приходит ко мне мама и говорит: “Мой сын - гуманитарий. Физика, химия и алгебра ему не даются”. Спрашиваю у парня: “Какие у тебя интересы: музыка, литература, живопись? Может, ты историей увлекаешься? Языками?” Нет, ничем не увлекается. При чем здесь гуманитарий или технарь? Просто ребенок ленивый, мало знает и не хочет ничего знать - и формирует это отношение именно школа. И родители, конечно.

Нужно научить ребенка учиться. Читайте дома. Ищите кружки по интересам. Что касается математики, тренируйте устный счет - он необычайно развивает способности детей, память, мозг начинает работать быстрее. Казалось бы, простые вещи - делай, не ленись.

- И все же бывают люди, абсолютно неспособные к математике?

- Я считаю, нет, не бывает. Мне доводилось вытаскивать, порой с огромным трудом, детей, которым предмет давался сложно. Но всегда постепенно дело идет. Если ребенку интересно, он начинает работать, читать.

Больше люблю заниматься с учениками 7-8-х классов - там есть хороший шанс увлечь ребенка, научить его работать. Приходит ко мне: “Ничего не понял на уроке”. - “А ты сам пробовал разобраться?” Открываю YouTube: там десятки лекторов, которые объясняют школьные темы. Выбери того, который нравится. И если после его урока все равно непонятно, подключусь я, репетитор.

Настоящий репетитор должен быть на голову выше школьного учителя, так как он исправляет брак, допущенный школой. Любить предмет, любить детей - это его возвышает. Ему приходится работать в разы больше, чем учителю, но это щедро вознаграждается искренней радостью от побед его учеников. Избавить от страха, обозначить цель, заразить мечтой, дать в руки средства ее достижения - вот цели Учителя. Всегда ли они есть у школьного педагога?

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть