По какому праву?
Актюбинскую СПК уличили в незаконной продаже земли стоимостью 1,5 миллиарда тенге
Территория площадью более 25 гектаров изначально принадлежала организации “Казаэронавигация”. Она предназначалась для размещения и обслуживания радиоцентра. Ее кадастровая стоимость 14 лет назад составляла 101 миллион тенге. Но в 2009 году эти участки в качестве актива передали СПК “Актобе”. Целевое назначение земель при этом сохранили.
А в начале 2018-го участки благополучно продали. Тогда областью рулил Бердыбек САПАРБАЕВ, а корпорацией - Дархан УТЕМИСОВ. Какая острая необходимость назрела для продажи, широко не освещалось. Разве что незадолго до этого в прессе промелькнула информация о негодовании Сапарбаева работой СПК “Актобе”.
По итогам 2017 года корпорации Атырау, Алматы и Астаны заработали миллиарды тенге, а их актюбинский собрат - всего-то 25 миллионов. Да к тому же доли СПК “дешево продаются”, как выразился тогда Бердыбек Машбекович. Как тут не расстраиваться?
В итоге владельцем участка более чем 25 гектаров стала компания “Баракат-Нур”. Ей огромный кусок земли, расположенный в довольно привлекательном месте - в районе Саздинского водохранилища, обошелся в 144,5 миллиона тенге.
Целевое назначение тоже изменили: теперь на нем стало возможным возвести коттеджный городок. Как результат - новый владелец разделил выкупленную землю примерно на 170 участков и начал строительство. Как возводятся новые дома, детсад и прочие объекты, в конце 2019-го проинспектировал уже новый аким области Ондасын УРАЗАЛИН.
При этом осенью 2021 года компания “Баракат-Нур” продала участки некоему Арману САРМАНОВУ. Молодому бизнесмену покупка обошлась в 202 миллиона тенге.
Однако в прошлом году в СПК “Актобе” прилетело прокурорское представление. Надзорный орган наказал вернуть земли, поскольку посчитал их выдачу незаконной. К такому же выводу пришли и антикоровцы. Незадолго до прокурорского представления они как раз провели внешний анализ коррупционных рисков в деятельности СПК.
Судя по справкам борцов с коррупцией, СПК зря радовалась прибыли от продажи земель. Антикор отметил, что в нарушение требований корпорация доверила оценку участка частнику. Вот если бы оценку произвел государственный орган, то кадастровая стоимость составила бы 161,5 миллиона тенге.
К тому же антикор, ссылаясь на Земельный и Предпринимательский кодексы, пришел к выводу, что проект “Баракат-Нура” неинвестиционный: никакого создания, расширения или обновления производства. Стало быть, резюмировал антикор, “СПК неправомерно продала “Баракат-Нуру” земельные участки без инвестиционного проекта и ниже кадастровой стоимости”. Плюс к этому борцы с коррупцией с помощью эксперта посчитали, что те примерно 170 участков коттеджного городка сейчас уже стоят не менее 1,5 миллиарда тенге.
После всего этого управление финансов Актюбинской области, которое является единственным владельцем СПК, обратилось в суд. Там истец потребовал земли назад, а именно: признать сделку купли-продажи участка в 25 гектаров недействительной. В качестве ответчиков в суд были вызваны предприниматель Сарманов, представители компании “Баракат-Нур” и самой корпорации.
Первые двое категорически не признали иск: мол, как же так, где сроки исковой давности? И вообще они добросовестные покупатели. Лишь СПК, где с 2018 года сменилось шесть председателей, попросила суд удовлетворить все требования управления.
Суд тем временем, тщательно изучив дело и взвесив все доводы, расстроил истца. Во-первых, “Баракат-Нур” надлежащим образом произвел оплату по договору купли-продажи. Во-вторых, решение о заключении сделки было принято правлением самого СПК. В-третьих, договоры купли-продажи заключены в надлежащей письменной форме и зарегистрированы в соответствующих органах. И вообще, управление финансов ежегодно инициирует аудиторские проверки СПК. Иными словами, оно, как единственный акционер корпорации, было в курсе, чем живет его детище.
То есть возник классический вопрос: куда смотрел акимат?
Конечно, истец пытался убедить суд, что “узнал о сомнительной сделке после представления прокуратуры”, но не получилось. Да и срок исковой давности давно истек - со дня продажи 25 гектаров компании “Бараткат-Нур” прошло более пяти лет.
В итоге управление проиграло суд по возвращению активов СПК в виде земель. Не согласный с решением истец уже подал апелляцию.
Акмарал МАЙКОЗОВА, фото Абылая НАЖМАНОВА, Актобе