2663

Усыпить их?

Ягуар без лапы и хвоста, парализованный сурикат, бегемот без глаза… Эти животные с инвалидностью живут в Алматинском зоопарке. Раньше их старались скрыть от глаз посетителей и держали взаперти. А потом руководство решило: все животные достойны жить в больших экспозиционных вольерах. Вот только не всем гостям зоопарка такой подход по душе. До сих пор приходят в администрацию и жалуются: “Нам не нравится смотреть на кривых да косых, сделайте что-нибудь! Усыпите!”

Усыпить их?

- Раньше и я думала: наверное, не надо таких животных всем показывать, - признается мне руководитель отдела развития связей с общественностью Алматинского зоопарка Акжами РАХИМОВА.

Она ведет нас к вольерам, где живут животные с особенностями, а заодно вспоминает те времена, когда частенько проводила экскурсии. Люди всегда среди множества холеных птиц заметят ту, что с опавшим пером: “Приходишь с детьми, платишь за билет, а тут такое…” Поэтому хвостатых да полосатых “с браком” содержали в отдельных помещениях или в уличных вольерах в тихой зоне, что далеко от людских глаз. Животных, уточняет Акжами, наравне со всеми кормили, поили, ухаживали, но они были в изоляции.

Первой из тени вышла самка ягуара Диана. Подходим к ее вольеру: лежит красотка, отдыхает. Лишь присмотревшись к большой кисе, понимаем, что у нее нет перед­ней лапы и хвоста. Инвалидом ее сделал отец.

- Это случилось в 2007 году. Тогда Диана только родилась и вместе с мамой находилась в вольере, что стоял рядом с вольером ее папы - ягуара по кличке Француз. Самца и самку после спаривания разъединяют. Так положено. Любые кошачьи, кроме львов, - одиночки. Диана каким-то образом просунула под забором лапку к Французу, а тот откусил и ее, и хвост. Детеныша спас­ли, но он остался инвалидом, - вспоминает Акжами.

Диана не только зацепилась когтями за жизнь, но и приспособилась к ней. Сейчас ей 15 лет, большую часть из них она провела в закрытом помещении. Примерно шесть лет назад, несмотря на возможное осуждение, руководство зоопарка решило вывести животное в свет. Чтобы у посетителей было меньше вопросов, на новый дом Дианы прикрепили табличку с ее историей.

Вслед за пятнистой красоткой в экспозиционную зону поселили и других животных с особенностями. Вот японский журавль с загнутым клювом. Он стал таким из-за перенесенного в детстве рахита. Но это не мешает птице лакомиться морковью, творогом и рыбой. Просто еду приносят в посуде с высоким горлышком. Журавль не только поесть мастак, но и отличный семьянин. Ежегодно со своей супругой они приносят по два птенца. А уж какой журавль папа, восхищаются в зоопарке.

В отделе хищных птиц много тех, которые остались без лапки или с вывихнутым крылом. Такие заводить романы уже не могут, кукуют одни. Кстати, многие травмы птицы получили в дикой природе. Сюда их, раненых и напуганных, привезли добросердечные алматинцы, а сотрудники зоопарка выходили покалеченных птиц.

- Бывает, что пернатые страдают и из-за гостей зоопарка. Вот, например, орлан-белохвост. Он вылупился в 2014 году. Конечно, птенец был пугливый. И тут кто-то из посетителей начал кидать камни в вольер, видимо, чтобы птицы к ним повернулись или начали летать. А малыш испугался, ударился сильно клювом о сетку и разбил его, теперь у него полклюва нет, - горестно вздыхает руководитель отдела хищных птиц Назгуль ЕЛЬДЕЕВА.

- Еще случай вспомнила. Была у нас самка суриката. В природе они живут лет восемь, у нас она прожила лет 12-13. В общем, уже старушечка была, что-то произошло у нее, возможно, инсульт, и ей парализовало левую лапку. Она ее волочила за собой. Но, несмотря на это, была активной, игривой, имела прекрасный аппетит. Ушла из жизни не так давно от глубокой старости, - продолжает рассказ Акжами Рахимова.

А вот двухлетний марал Туркестан на первый взгляд не сильно отличается от своих сородичей. Но приглядишься - рога как искривленные ветки, шея вжата, ножки в разные стороны. Таким уж появился на свет.

- Роды были очень сложные. У его мамы это был пятый приплод, то есть немолодая уже была. И положение плода было неправильное. В общем, она разродиться часа полтора-два не могла. Врачи помогли ему родиться, он совсем не дышал. Делали даже искусственное дыхание, спасли. Марал еле стоял раньше, мы его откармливали, витамины давали, массаж шеи делали. Теперь он крепко стоит на ногах. Но внешне все равно отличается от других маралов - нескладный. Тем не менее уже заглядывается на самочек, значит, все в порядке! - улыбается руководитель отдела копытных животных Балабек МАХАТОВ.

Есть в зоопарке и другой ловелас - бегемот Джамбо. И то, что он смотрит на представительниц прекрасного пола лишь одним глазом, ни капельки не смущает ни их, ни его. Харизма! Таким пиратом он уже приехал из израильского зоопарка в 2009-м. Видимо, при перевозке поранил глаз, там появился большой шрам. Но кого надо он видит: разглядел же в бегемотихе Лотти, выписанной из Франции, родную душу. Так и живут, уже в ожидании малыша.

Жаль, что не так повезло с невестой молуккскому какаду Жоре. Красавцу блондину подселили было одну самку. Но флирт не задался. От токсичного общения с дамой попугай заработал невроз. Ощипывает на брюшке себе все перья, даже те, которые отрастают вновь. Лысый попугай не всем нравится. “Опять посетители жаловались директору, писали в соцсетях, чтобы убрали Жорика”, - сетуют работники зоопарка.

- Бывает, люди приходят и говорят нам: “Вы видели, что у вас там птица без лапы?” Конечно, у нас ветврачи делают каждо­дневный обход всех животных. Все, у кого есть инвалидность, на особом контроле. Очень много посетителей, которые требуют, чтобы мы убрали дефектных животных. Им неприятно на них смотреть. Предлагают их усыпить! - возмущена Акжами.

Действительно, некоторые животные с инвалидностью подлежат эвтаназии. Например, те, которые сильно болеют или которым в силу старости, немощности жизнь становится в тягость. Это очень сложное решение, его принимает комиссия из руководства, местных и приглашенных специалистов. Так когда-то решились усыпить шимпанзе, она сгорала от рака. Избавили от боли и мучений и старика Алькора, известнейшего белого медведя зоопарка.

- Но речь-то идет о животных, которые хорошо себя чувствуют, многие создают семьи и дают не одно потомство! У нас рука не поднимется их усыпить только потому, что они не такие, как все. Они имеют право на нормальную жизнь. Мы бы очень хотели донести это до наших посетителей, но, к сожалению, не всегда удается, - посетовала Акжами Рахимова.

Елена БАХАРЕВА, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть