3927

Сплошной развод

Казахстанским семьям стало проще расставаться

Сплошной развод

Две недели назад в стране громко объявили о том, что меняются правила развода семей, имеющих детей. Но никто толком не объяснил, как и что теперь будет. Мы обратились к экспертам.

Сэкономить время и нервы

Впервые об этой новости стало известно на пленарке сената в середине марта, когда депутаты обсудили и приняли закон о реформировании судебной системы. Тогда сенатор Айнур АРГЫНБЕКОВА вскользь упомянула, что “одна из новелл о том, что дела о расторжении брака и о разделе имущества при наличии несовершеннолетних детей передаются в компетенцию специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних, простыми словами - в ювенальные суды”. И больше об этом никаких подробностей. Многие СМИ истрактовали это как изменения в правилах развода. Но в интервью газете “Время” депутат сказала, что это не так.

- С 1 сентября 2018 года по всей стране по опыту Сингапура заработал пилотный проект “Семейный суд”. Это когда все вопросы о брачно-семейных отношениях отрабатывались в одном месте и со всеми специалистами: психологами, соцработниками, медиаторами - для возможности примирения конфликтующих. В проекте были задействованы ювенальные и административные суды. С учетом успешного опыта и было предложено отнести семейные споры к юрисдикции ювенального суда, в котором главной задачей является защита прав ребенка. Это позволит сосредоточить под одной крышей весь комплекс вопросов, связанных с семейными конфликтами, спорами о детях и их содержанием, - объяснила парламентарий.

Что это дает? По ее словам, главное преимущество - сокращение времени и ресурсов на передачу дел между различными судами, в чем заключался основной недостаток предыдущей структуры.

- Казахстанцам приходилось подавать заявления в разные суды. Заявление о расторжении брака и разделе имущества они несли в гражданский суд. И там должно состояться заседание суда. После этого совершенно другой ювенальный суд и другой судья рассматривал алиментные обязательства и определение местожительства детей. Это очень неудобно.

У многих людей была путаница при выборе подсудности. Например, на получение алиментов они бегут в гражданский суд, а им там говорят, что надо в ювенальный. Или для раздела имущества они бегут в ювенальный, а им говорят: надо в гражданский. Это нервотрепка, которая отражается и на ребенке.

А теперь люди будут знать, что и развод, и раздел имущества, и взыскание алиментов, и вопросы, с кем ребенок будет жить, как с ним будет общаться отдельно проживающий родитель, - все в одном суде, ювенальном. Там комфорт­ные условия для детей: игровая комната и психологи. То есть никаких изменений в правилах развода нет. Мы лишь объединили вопросы семьи и детей в одном суде для удобства граждан, - рассказала Айнур Аргынбекова.

Кстати, 28 марта президент подписал этот закон и текст документа опубликован в печати. Теперь госорганы займутся разработкой подзаконных актов, которые урегулируют детали новшеств.

Горько за молодых

Если в 2000 году в нашем государстве доля разводов составляла 30 процентов от числа браков, то с 2018-го это соотношение ухудшилось, увеличившись до 40 процентов. По опубликованным недавно данным департамента регистрационной службы и организации юридических услуг Минюста, в 2022 году брак заключили 129 707 пар, а расторгли его 51 220.

Аналитики утверждают, что сохранение такой динамики отрицательно скажется на числе вторых и последующих рождений. А это уже вопросы демографии.

“Согласно проведенному мониторингу, при обращении граждан с заявлением о расторжении брака по взаимному согласию основной причиной развода заявителями указывается несходство характеров”, - сообщили в департаменте.

Получается, что люди в большинстве случаев неосознанно выбирают супруга.

Семейная психотерапия

Эксперты полагают, что ювенальный суд будет относиться к вопросам расторжения брака менее формально. Ведь там исходят из философии, что несовершеннолетний ребенок имеет потребность в семье и должен жить в ней в нормальных условиях.

- Я, как бывший судья с 16-летним стажем, а сейчас назначенный на политическую должность, считаю, что это очень хорошая новелла. Согласитесь, когда в одном суде или даже один и тот же судья рассматривает сразу все вопросы, связанные с брачно-семейными отношениями и детьми - от развода до определения времени общения с ребенком, а также кому какое имущество достанется, то судья обеспечит единый взгляд на семью, - полагает заместитель руководителя судебной администрации Елдос ЖУМАКСАНОВ. - Кроме того, при ювенальных судах работают семейные психологи, которые каждой паре смогут уделить внимание. К сожалению, они есть не во всех гражданских судах. И здесь судья зачастую не имеет права выходить за рамки исковых требований и выяснять судьбу детей, а ювенальные, конечно, будут обсуждать все аспекты сразу и для начала попытаются людей примирить. Если же стороны все-таки настаивают на разводе, то дело разрешится оптимально, с минимальными потерями для детей и расстающихся родителей.

Теперь, естественно, возрастет нагрузка на ювенальные суды, ведь в Казахстане процент разводов очень большой. По данным Верховного суда, в среднем ежедневно в суды республики поступает около 300 исков о расторжении брака.

- Нельзя точно сказать, насколько увеличится нагрузка на ювенальные суды, потому что мы только подготовили план реализации данных изменений, дано поручение кадровой службе и высшему судебному совету проработать этот вопрос. Будет внутреннее перемещение судей из гражданских судов в ювенальные. Допустим, одного-двух, а может, трех судей из городского суда переведут в ювенальный суд Усть-Каменогорска. Или, допустим, один судья Есильского районного суда столицы, один Байконырского и один Сарыаркинского - итого три человека - из гражданской юрисдикции перейдут в ювенальные суды Астаны. Во втором квартале мы должны точно определиться с количеством “переброшенных” судей, - сказал Жумаксанов.

Эксперты не исключают, что передача семейных споров в ювенальные суды может сократить количество распадов казахстанских семей, поскольку законодатель возлагает на судью-ювенальщика обязанность принимать меры к примирению супругов.

Однако ювенальные суды не смогут стать панацеей от разводов. Надо понимать: как бы ни пересаживали судей из одного кресла в другое или передавали дела о разводах из одного суда в другой - само по себе это ничего не решит в плане оздоровления обстановки в семьях в целом.

Забраковали

Чтобы остановить печальный тренд, от государства требуются кардинальные решения. Пару лет назад в стране запустили масштабный социальный проект “Бақытты отбасы”. В его рамках по стране открылись центры ресурсной поддержки семьи, которые оказывали бесплатную психологичес­кую, социальную и юридическую помощь всем желающим в вопросах создания семьи или в случае развода. Тогда эксперты проекта выявили закономерность: устойчивое нежелание идти на примирение характерно для молодых, проживших в браке не более двух лет. И даже наличие малолетнего ребенка не влияет на их решение развестись. Но еще большую тревогу вызвали супруги, у которых по трое-четверо маленьких детей, и это их не останавливает от расторжения брака. Проект показал, что в Казахстане должна быть сформирована культура семейных отношений.

Автором проекта был Верховный суд, а исполнителем - Союз кризисных центров, который по итогу должен был выработать предложения для изменений отечественного законодательства с целью сокращения разводов в стране. Эксперты союза дали 25 рекомендаций. Однако власти взяли на вооружение только одну: объединить все дела о семье и несовершеннолетних в одном суде.

Хотя среди них были и другие интерес­ные идеи. Например, возвращать истцу до 70 процентов госпошлины при отзыве иска о расторжении брака, что будет дополнительно стимулировать стороны к примирению. Или внести изменения в Кодекс о браке и семье, обязав молодых проходить консультацию психолога с предоставлением справки в отдел рагса при подаче заявления. Еще одно предложение - ввести в школах предмет семейного воспитания и психологии с акцентом на вопросы охраны репродуктивного здоровья, предупреждения нежелательной беременности и ВИЧ, семейных ценностей и ранних/принудительных браков.

А еще эксперты предложили отменить регистрацию брака или его расторжение через ЦОНы и портал eGov, поскольку при решении этих вопросов важно получить профессиональный, а иногда житейский совет. Кроме того, эксперты посчитали, что в каждом рагсе нужно ввести специалистов по работе с семьями, а также спецкурсы подготовки молодых людей к браку.

- К сожалению, все рекомендации НПО, которые работают на местах и основываются на научных данных, не принимаются госорганами и парламентом во внимание, потому что каждое министерство создало около себя дочернее акционерное некоммерческое общество, как, например, “Рухани жангыру”, которое каждый год плодит бесконечные исследования, не имеющие практического применения, а еще чаще ссылаются на уже разработанные предложения.

Почему это происходит? Нет системного подхода к вопросам. Есть уполномоченный орган по вопросам семьи, это Мининформации и общественного развития, но он не имеет ни ресурсного, ни человеческого потенциала, ни понимания проблемы. Поэтому у нас нет общей стратегии поддержки семьи, все по кусочкам. Например, пытаются создать центры поддержки семьи в сельской местности, где один специалист должен быть экспертом во всех областях и работать за 80 тысяч тенге в месяц, не имея материально-технической базы. Будем надеяться, что в новом парламенте будут какие-то изменения. Что нам еще остается делать? - высказала мнение руководитель Союза кризисных центров Зульфия БАЙСАКОВА.

Тогжан ГАНИ, рисунок Игоря КИЙКО, Астана

Опрос в тему

Если процедура вступления в брак и его расторжения будет максимально упрощена, то это…

…замечательно! Ни к чему усложнять жизнь бюрократическими процедурами.

…чревато плохими последствиями. Такие важные решения не должны приниматься между делом.

…как посмотреть. Нужно упростить оформление, но ввести консультации психолога и юриста.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

На какую пенсию вы рассчитываете по достижении пенсионного возраста?

- На достойную, с учетом моего большого стажа с советских времен и длительного участия в пенсионной системе...............................40%

- Весьма скромную, так как солидарная пенсия мне уже не светит, а накопить приличную сумму в ЕНПФ нереально...................................23%

- На минимальную базовую, потому что я не плачу пенсионных взносов....................2%

- Я о пенсии стараюсь не думать...............35%

Поделиться
Класснуть