3451

Сам по себе генплан ничего не решает

Перенести акимат из центра города, обсуждать проекты с горожанами и по-другому начислять компенсации владельцам домов, попавших под снос. Что думают эксперты о новом генплане Алматы

Сам по себе генплан ничего не решает

Проект генплана Алматы до 2040 года три дня обсуждали с экспертами и горожанами. В южной столице он стал главной темой прошлой недели. Алматинцы, наверное, уже в курсе: жить мы будем в городе с пятью равномерно развитыми полицентрами (не путать с районами!), ездить по улице Толе би на трамвае и спускаться в мет­ро на станциях вдоль проспекта Рыскулова. ТЭЦ-2 переведут на газ, часть предприятий перенесут в другие районы, построят новый железнодорожный вокзал в Алатау­ском районе и транспортно-пересадочные узлы на въездах в город. Это мизерная часть из того, о чем говорили, спорили - иногда на повышенных тонах и не всегда конструктивно. Мы решили узнать, что думают о новом генплане Алматы эксперты и горожане.

Ничего принципиально нового

Марат БАЛГЕРЕЕВ, алматинец:

- Не позиционирую себя как эксперт, хотя являюсь одним из разработчиков концепции развития Алматы, принятой в начале 1990-х. Сейчас я на пенсии. Я потребитель и хочу, чтобы основной для города документ - его Конституцию - показали мне заранее. Тогда обсуждение станет предметнее. Всегда найдутся активные люди - они что-то предложат, сделают замечание, укажут на ошибку. Так работает институт общественного самоуправления, который пытается создать государство.

Ладно, этот момент мы упустили - проект генплана уже есть. Но пока мы не видели даже конечный продукт, только картинки презентаций, которые нам показывали во время обсуждения. Считаю, его должны опубликовать. Да, генплан - сложный документ, тома информации, не все смогут в нем разобраться, тем не менее у любого гражданина должна быть возможность с ним ознакомиться. Такой подход демонстрирует уважение к конечному потребителю, то есть к горожанину.

Теперь о содержании генплана. Два года назад я был участником рабочей группы, занимавшейся корректировкой генплана. Хорошо знаком с предыдущим документом и хочу сказать, что в презентуемом сейчас нет ничего принципиально нового. Не отрицаю, что в нем есть плюсы, интересные решения, но не принципиально новое. Раньше говорили про “город без окраин”, сейчас поменяли это на концепцию полицентров.

- Новый генплан может решить проблемы, актуальные для города?

- Теоретически генплан на это и направлен, но сам по себе он ничего не решит. Этот документ дает стратегические направления и не может функционировать без проектов детальной планировки (ПДП) районов. Архитекторы, разрабатывающие ПДП, далеко не всегда учитывают требования генплана. Как человек, который работал в этой среде, говорю однозначно: ни один генплан не был реализован хотя бы на 50 процентов. Это показатель отношения к нему. И это нужно менять - должна сформироваться культура неукоснительного соблюдения генплана!

Со своей стороны общественность имеет право не только участвовать в обсуждении, но и контролировать реализацию этого важнейшего документа. “Алматыгенплан” должен регулярно отчитываться. Такого пункта нет в законодательстве, но никто не мешает его потребовать.

Больше районов

Роман БАРАБАНОВ, специалист по транспорту:

- Что касается моей темы, в целом мне понравилось, что сетка скоростного общественного транспорта достаточно разветвленная, она пересекается на определенных участках - в будущем здесь можно создать удобные пересадочные узлы. Задача генплана - зарезервировать места под перспективные проекты, а городского акимата - расставить приоритеты, понять, что Алматы нужно в первую очередь. Впереди много работы, кто будет этим заниматься?

Административные границы районов Алматы (может быть, за исключением Алмалинского и Ауэзовского) достаточно большие. Это влияет на качество жизни и качество решений: относительно немногочисленный штат сотрудников районных акиматов отвечает за множество задач. Считаю, какие-то районы из уже сложившихся можно дробить, учитывая при этом идею развития пяти полицентров. Параллельно обратить внимание на вопрос перераспределения полномочий внутри города от центральных управлений в районные акиматы.

Вопрос менеджмента возникает, если мы говорим и об агломерации. Это совместная работа Алматы и Алматинской области, проекты и решения, на реализацию которых понадобятся серь­езные средства. Скажем, на территории агломерации нужно проложить газопровод. Нужна куча административных согласований. Чья это задача? Акимата города или области? Думаю, в дальнейшем понадобится административный орган, курирующий именно эти вопросы.

Мы делаем это для наших детей

Елена ЕРЗАКОВИЧ, консультант в области экологической и транспортной политики:

- С точки зрения необходимости развития транспортной инфраструктуры генплан нужно принимать как можно быстрее. У нас нет времени бесконечно спорить и искать в нем недочеты. Алматы жил без генплана много лет, все видят, к чему это привело: строительство на красных линиях и землях, отведенных под городские проекты. И что мы имеем в итоге? На бумаге можно нарисовать все что угодно, но, когда дело дойдет до реализации, экономическая целесообразность тех или иных решений окажется под вопросом из-за стоимости выкупа. Нельзя усугублять ситуацию.

Когда утвердят генплан, появятся проекты детальной планировки территорий. Это не менее важный этап. В этот момент должны подключиться горожане и внимательно следить за реализацией проектов. Самые важные из них сначала обсуждать хотя бы с экспертным сообществом, затем выставлять их на конкурс. Покончить с практикой кулуарного принятия решений на уровне аким - инвестор. Этот процесс должен стать прозрачным и понятным всем сторонам. В таком случае сможем привлечь инвесторов и лучших строителей. Перестанем делать абы как. А в нашей сфере качество реализации проектов очень важно - транспортная инфраструктура меняет облик города на десятки лет.

- Проектов много - нужных, амбициозных, дорогих. Насколько реально все это реализовать?

- Генплан сам по себе, город сам по себе - это основная претензия к старым документам такого типа. У нас есть шанс это изменить, главное - не упустить момент. Утвержденный план реа­лизации заявленных проектов - вот что важно. Я понимаю, какие-то из проектов, транспортные в том числе, кажутся далекими, но нам нужно подумать о них сейчас.

Скажем, строительство третьей очереди метро, второй и третьей очереди ЛРТ наверняка выйдет за временные рамки текущего генплана - 2040 год, но мы должны помнить, что на участках, определенных генпланом, в будущем появится подземка или трамвай, и ничего там не строить. Сделать это даже не для себя - для наших детей.

Бомба замедленного действия

Эмина КОЖАМУРАТОВА, архи­тектор, активистка:

- Общее впечатление: генплан сырой, не решены многие ключевые вопросы. Первый касается хаотичной точечной застройки. Необходимо закрепить на законодательном уровне нормы по обеспечению жителей Алматы социальной инфраструктурой. Строится новый ЖК, специалисты градостроительства и акиматы рассчитывают, насколько увеличится нагрузка на уже имеющиеся детские сады, школы, поликлиники, и, соответственно, обязывают застройщика компенсировать эти потери строительством новой инфраструктуры.

Подобные нормативы есть, но они носят рекомендательный характер, а должны стать обязательными. Тогда застройщики начнут возводить не только дома, но и школы, детсады, медучреж­дения и т. д. Появятся эти объекты в шаговой доступности, не нужно будет возить детей и родителей на занятия и обследование в другие районы. Уменьшится автомобильная нагрузка на дороги, станет меньше машин, что в конечном итоге положительно повлияет на экологию.

- В генплане много проектов, связанных со сносом существующих зданий. Насколько урегулирован этот вопрос?

- Снос - это бомба замедленного действия. На мой взгляд, в Казахстане не урегулированы правовые вопросы по компенсации в случае выкупа земель. Она происходит по оценочной, а не по рыночной стоимости. Люди вынуждены не только менять адрес проживания, но и переезжать в более отдаленные районы. Они выпадают из привычной социальной среды. Значит, компенсация должна включать не только стоимость самого жилья, но и моральные потери горожан. Этот вопрос тоже нужно урегулировать.

И последнее: во время обсуждения проекта генплана я предложила перенести акимат Алматы (тем более здание еще не восстановили после пожара) в один из новых районов - Алатау­ский или Наурызбайский. Считаю, это станет импульсом для их развития.

Столица Казахстана переехала из Алматы в Астану, и за два десятилетия стремительно развился не только город, но и весь регион. То же самое, надеюсь, может произойти и в масштабах Алматы. Когда чиновники из своих окон будут видеть дымящие трубы ТЭЦ-2, они зашевелятся и наконец переведут ее на газ. Думаю, и вопросы общественного транс­порта начнут решать быстрее: топ-менеджмент, конечно, на автобусах не ездит, но рядовые сотрудники вынуждены это делать и через собственный опыт вплотную столкнутся с проблемами.

Оксана АКУЛОВА, фото Олега СПИВАКА, Алматы

Поделиться
Класснуть