6188

Минутное дело

С 1 января у каждой казахстанской семьи, даже если она и не ведает об этом, появилась цифровая карта. С ее помощью государство получило доступ ко всем сведениям о человеке и теперь ежедневно мониторит уровень благополучия семейств. Но может ли цифровая карта сработать против гражданина?

Минутное дело

Окно в комфорт

В цифровой карте семьи (ЦКС) находятся данные о 6,3 млн семей, или о 19,5 млн казахстанцев. Все мы просканированы по таким критериям, как экономические условия жизни, охват услугами здравоохранения, наличие лиц с инвалидностью, жилищные и социальные условия, охват услугами образования и уровень образования членов семьи. На основе этого все семьи распределены в одну из пяти категорий в зависимости от жизненной ситуации: А - благополучная, В - удовлетворительная, С - неблагополучная, D - кризисная и Е - экстренная, когда помощь семье нужно оказать немедленно.

До этого в Минтруда и соцзащиты населения не сообщали о том, сколько казах­станцев в каж­дой из категорий, ссылаясь на то, что не до конца разработана методика. Газете “Время” удалось узнать об этом первой. По данным ведомства, сейчас в категории А - 2 272 819 семей, в категории В - 911 249, в категории С - 865 129, в категории D - 1 079 348, в категории Е - 1 231 423 семьи.

Что происходит после оценки? Семьям, находящимся в кризисной и экстренной ситуации, госорганы начинают сразу оказывать помощь, не дожидаясь заявлений. Это происходит в проактивном формате, то есть без подачи документов, граж­данам нужно только выразить согласие на получение услуг по SMS.

Таким образом, ЦКС должна поменять философию оказания услуг. Не мы, как заявители, должны искать помощь в органах власти, писать заявление, собирать документы, а государство само в превентивном формате должно предлагать целую корзину решений в трудной ситуации.

Как это работает

ЦКС интегрирована с аналитической сис­темой Smart Data Ukimet Министерства цифрового развития, через которую доступны 77 баз данных госорганов. В них содержится обширная информация: уровень дохода, состав семьи, прикрепление к медицинским и образовательным учреж­дениям, наличие движимого и недвижимого имущества, кредитов, социально значимых заболеваний, зависимостей, инвалидности, судимости, прописка, данные о браке, разводе, смене фамилии, налогах и многое другое.

Система анализирует данные и классифицирует все семьи по уровню благо­состояния. После чего данные распределенных по категориям семей передаются в ЦКС для назначения нуждающимся в этом государственных мер поддерж­ки в проактивном формате.

- Все технологические работы и синхронизация информационных систем госорганов для ЦКС завершены для первого этапа. Реплики подтягиваются каждый день ночью со всех таблиц и данных 77 баз госорганов, чтобы определить, кто в каких мерах поддержки нуждается, приоритизировать и отправить SMS-сообщения. Например, для проактивного назначения АСП нам понадобился доступ к 20 базам данных, чтобы понимать по 40 параметрам, кто именно нуждается в АСП. В частности, эти граждане не должны продавать недвижимость в последние полгода, их недвижимость менее 18 квадратных метров на члена семьи, среднедушевой доход в семье менее черты бедности, у семьи не должно быть несколько машин и так далее, - рассказал газете “Время” управляющий директор блока BigData АО “НИТ” Дмитрий МУН.

Может ли ЦКС сработать против?

Личная информация о каждом казахстанце государству нужна для качественной оценки рисков. Но нет сомнений, что эти данные также очень ценны для массы заинтересованных людей, по­этому всех беспокоит вопрос, как будут защищены цифровые карты от киберпреступников. Может ли злоумышленник получить доступ к цифровой карте, а значит, доступ ко всем сферам жизни человека?

В Минцифры заверяют, что поводов для беспокойства нет. Утечка из ЦКС невозможна.

- Как вы знаете, существует платформа “электронного правительства”, где интегрированы все госорганы со своими базами данных. Сами данные находятся в единой транспортной сети госорганов и передаются по закрытым каналам связи, то есть без доступа в интернет. Закрытый контур охраняется соответствующими органами. Причем в базах хранятся только деперсоницифрованные данные. Там использована функция шифрования данных, которая есть во многих криптовалютах, - это функ­ция одностороннего шифрования без возможности расшифровать персональную информацию. Ключ, который может расшифровать данные, есть только у одного человека в каждом госоргане, который принимал алгоритм шифрования под соответствующую подпись, - рассказывает Дмитрий Мун. - А мы делаем межведомственную аналитику данных, но не знаем ни имен людей, ни фамилий, ни ИИН, потому что получаем обезличенную информацию. По разным жизненным ситуациям разработаны специальные триггеры. По ним и формируется список людей для получения той или иной госпомощи.

Так как на портале “электронного правительства” есть номера телефонов, что само по себе не является персональными данными, то SMS-шлюз “1414” автоматически отправляет сообщение нуждающемуся человеку c вопросом, нужна ли ему определенная соцпомощь, проактивная услуга.

- И мы предупреждаем граждан, что если человек отвечает “да”, то он дает согласие на обработку персональных данных. Только в этот момент на самом деле собираются персональные данные о человеке, необходимые для проверки условий для конкретной услуги, - добавляет представитель АО “НИТ”.

Вопрос доверия

А насколько активно казахстанцы будут давать согласие через SMS на обработку своих персональных данных и доверять государственной системе в целом?

Обратим внимание на результаты пилотного проекта ЦКС. Напомним, с 1 сентября прошлого года цифровая карта действовала в экспериментальном режиме, а полноценно начала работать только с 1 января 2023-го. Так вот, пилот хоть и показал себя успешно, но из 56 912 граждан, кому были отправлены SMS, согласие на оказание госуслуг через сообщение дали только 12 983 человека. То есть в четыре раза меньше!

- При проведении анализа неотвеченных SMS было выявлено, что граждане не доверяют SMS-уведомлениям и боятся мошеннических действий, при этом у них есть возможность получить услуги, обратясь в ЦОН, - прокомментировал нам начальник управления департамента цифровизации Минтруда Айдар КАСЕНОВ.

Сама министр Тамара ДУЙСЕНОВА обратила внимание на две проблемы. Во-первых, многие казахстанцы поменяли телефонные номера и до сих пор не зарегистрировали их на себя. Поэтому многие SMS-извещения от “1414” во время пилота остались без ответа. Пришлось министерству уведомлять граждан через акиматы и центры занятости.

- Вторая проблема в том, что еще 10 тысяч казахстанцев, получив SMS, не ответили на сообщение, а пошли в ЦОНы и только там дали согласие на господдержку. Я думаю, что это связано с нашим старшим поколением, которое не всегда может пользоваться такими возможностями телефонов, им комфортнее пойти в орган и встать в очередь. В этой связи, да, нужно определенное время, чтобы люди привыкли получать SMS и не боялись отвечать согласием на проактивную услугу. Мы ведь уже научились заказывать такси или другие товары и услуги по телефону, - ответила нам Тамара Дуйсенова.

Карта прямого назначения

Сегодня Казахстан один из немногих, кто реализовал такое решение. На научном языке это называется “скоринг семей”. Он есть в Казани (Татарстан), США и Китае.

В Китае скоринг семей используется для социального рейтинга граждан. Там каждого китайца анализируют по 160 тысячам различных парамет­ров из 142 государственных и частных учреждений. И на основании цифрового досье государство поощряет или наказывает граждан. Например, люди с высоким социальным рейтингом получают скидки на счета за электроэнергию, берут вещи в аренду без залога и получают пониженный процент по кредиту в банке.

А люди с низким цифровым рейтингом не могут устроиться на нормальную работу, им не дают кредиты, не продают билеты на транспорт и даже могут отказать в аренде велосипеда, а еще их детей не берут в хорошие школы.

В Татарстане и США с помощью скоринга людям с разным статусом дают дифференцированные ставки кредитования и депозитов.

- Мы единственные, кто выбрал такое направление, как скоринг семей, для получения проактивных услуг. Мы уже ездили презентовать это решение в рамках ООН 10 странам на съезде министров, все очень заинтересовались. Мы понимаем, что это только начало, и у нас большие цели, - резюмировал Дмитрий Мун.

Спикеры заверили, что в Казахстане нет и не планируется вводить ограничения для граждан в зависимости от их цифровой карты семьи. Это, наверное, самое важное.

Вопросы-ответы

Итак, что делать казахстанцам с SMS о возможности получения услуги проактивно с номера “1414”? На него нужно ответить в течение 72 часов. Иначе запрос аннулируется.

Причем сообщение отправляется только на номер телефона, который зарегистрирован в базе мобильных граждан. Его можно добавить в личном кабинете на портале “электронного правительства” или в приложении eGov mobile.

В Минтруда напоминают, что SMS будут поступать только с короткого номера “1414”. А если сообщение пришло с другого номера, на него ни в коем случае нельзя отвечать.

- Наверное, существовали прецеденты, что кто-то мог представляться госорганом либо оператором госоргана и просить банковские данные для плохих целей, поэтому абсолютно верно, что доверять нужно только “1414”. Это sms-шлюз, который аккредитован и который подменить невозможно. Если вам приходят приглашения от “1414” получить какую-то проактивную госуслугу или дать какую-то информацию, можете спокойно доверять, - подчеркнул спикер Дмитрий Мун.

Если получатель не успел ответить на сообщение, то он может оформить госуслугу по старинке на сайте еGov или в ЦОНе. То же самое и граждане, которые имеют право на выплаты, но по каким-либо причинам не получили такого сообщения.

- Может ли система не “увидеть” человека в трудной жизненной ситуации?

- Да, такие случаи не исключены. Так как списки семей формируются на основании сведений информационных систем госорганов, неактуальные сведения в базе данных, закрытость информсистем, а также отсутствие данных о доходах части граждан, о регистрации граждан по месту жительства не позволяют в полной мере выявить категории нуждающихся в гос­поддержке, - признал начальник управления департамента цифровизации Минтруда Айдар Касенов.

Нужно ли нести куда-то или загружать дополнительные документы после получения sms? В основном нет, на этой переписке заканчивается все оформление. Только для АСП нужно написать свой IBAN счет, потому что в ЦКС нет интеграции с банками. При этом не нужно отправлять полные данные банковской карты с указанием ее срока действия и CVV-кода с обратной стороны или пришедшие с других номеров пароли.

Кстати

Сейчас через карту семьи можно получить услуги по девяти видам пособий и соцвыплат. В этом году общий список проактивных услуг будет расширен еще 16 госуслугами в социально-трудовой сфере. С января 2024 года перечень будет расширен услугами в сферах здравоохранения и образования, а в 2025-м будут охвачены все виды господдержки.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Опрос в тему

 Почему люди, которые получили SMS с предложением о помощи от государства, считают эти сообщения мошенническими?

- Им никто не разъяснил про новый формат получения помощи.

- Плохо разбираются в цифровых технологиях и предпочитают действовать по старинке.

- Не ждут ничего хорошего от государства.

- Привыкли рассчитывать только на себя.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

К чему приведёт льготная легализация автомобилей, ввезённых как временные и не прошедших регистрацию в Казахстане?

- На дорогах станет больше автохлама......................................18%

- Наконец-то небогатые казахстанцы смогут легально стать владельцами хороших авто..........................9%

- Люди продолжат ввозить авто по той же схеме, надеясь на повторную легализацию.............................................26%

- Разовая акция не решит проблему - надо пересматривать правила регистрации и ввоза автомобилей........................47%

Поделиться
Класснуть