Минутное дело
С 1 января у каждой казахстанской семьи, даже если она и не ведает об этом, появилась цифровая карта. С ее помощью государство получило доступ ко всем сведениям о человеке и теперь ежедневно мониторит уровень благополучия семейств. Но может ли цифровая карта сработать против гражданина?
Окно в комфорт
В цифровой карте семьи (ЦКС) находятся данные о 6,3 млн семей, или о 19,5 млн казахстанцев. Все мы просканированы по таким критериям, как экономические условия жизни, охват услугами здравоохранения, наличие лиц с инвалидностью, жилищные и социальные условия, охват услугами образования и уровень образования членов семьи. На основе этого все семьи распределены в одну из пяти категорий в зависимости от жизненной ситуации: А - благополучная, В - удовлетворительная, С - неблагополучная, D - кризисная и Е - экстренная, когда помощь семье нужно оказать немедленно.
До этого в Минтруда и соцзащиты населения не сообщали о том, сколько казахстанцев в каждой из категорий, ссылаясь на то, что не до конца разработана методика. Газете “Время” удалось узнать об этом первой. По данным ведомства, сейчас в категории А - 2 272 819 семей, в категории В - 911 249, в категории С - 865 129, в категории D - 1 079 348, в категории Е - 1 231 423 семьи.
Что происходит после оценки? Семьям, находящимся в кризисной и экстренной ситуации, госорганы начинают сразу оказывать помощь, не дожидаясь заявлений. Это происходит в проактивном формате, то есть без подачи документов, гражданам нужно только выразить согласие на получение услуг по SMS.
Таким образом, ЦКС должна поменять философию оказания услуг. Не мы, как заявители, должны искать помощь в органах власти, писать заявление, собирать документы, а государство само в превентивном формате должно предлагать целую корзину решений в трудной ситуации.
Как это работает
ЦКС интегрирована с аналитической системой Smart Data Ukimet Министерства цифрового развития, через которую доступны 77 баз данных госорганов. В них содержится обширная информация: уровень дохода, состав семьи, прикрепление к медицинским и образовательным учреждениям, наличие движимого и недвижимого имущества, кредитов, социально значимых заболеваний, зависимостей, инвалидности, судимости, прописка, данные о браке, разводе, смене фамилии, налогах и многое другое.
Система анализирует данные и классифицирует все семьи по уровню благосостояния. После чего данные распределенных по категориям семей передаются в ЦКС для назначения нуждающимся в этом государственных мер поддержки в проактивном формате.
- Все технологические работы и синхронизация информационных систем госорганов для ЦКС завершены для первого этапа. Реплики подтягиваются каждый день ночью со всех таблиц и данных 77 баз госорганов, чтобы определить, кто в каких мерах поддержки нуждается, приоритизировать и отправить SMS-сообщения. Например, для проактивного назначения АСП нам понадобился доступ к 20 базам данных, чтобы понимать по 40 параметрам, кто именно нуждается в АСП. В частности, эти граждане не должны продавать недвижимость в последние полгода, их недвижимость менее 18 квадратных метров на члена семьи, среднедушевой доход в семье менее черты бедности, у семьи не должно быть несколько машин и так далее, - рассказал газете “Время” управляющий директор блока BigData АО “НИТ” Дмитрий МУН.
Может ли ЦКС сработать против?
Личная информация о каждом казахстанце государству нужна для качественной оценки рисков. Но нет сомнений, что эти данные также очень ценны для массы заинтересованных людей, поэтому всех беспокоит вопрос, как будут защищены цифровые карты от киберпреступников. Может ли злоумышленник получить доступ к цифровой карте, а значит, доступ ко всем сферам жизни человека?
В Минцифры заверяют, что поводов для беспокойства нет. Утечка из ЦКС невозможна.
- Как вы знаете, существует платформа “электронного правительства”, где интегрированы все госорганы со своими базами данных. Сами данные находятся в единой транспортной сети госорганов и передаются по закрытым каналам связи, то есть без доступа в интернет. Закрытый контур охраняется соответствующими органами. Причем в базах хранятся только деперсоницифрованные данные. Там использована функция шифрования данных, которая есть во многих криптовалютах, - это функция одностороннего шифрования без возможности расшифровать персональную информацию. Ключ, который может расшифровать данные, есть только у одного человека в каждом госоргане, который принимал алгоритм шифрования под соответствующую подпись, - рассказывает Дмитрий Мун. - А мы делаем межведомственную аналитику данных, но не знаем ни имен людей, ни фамилий, ни ИИН, потому что получаем обезличенную информацию. По разным жизненным ситуациям разработаны специальные триггеры. По ним и формируется список людей для получения той или иной госпомощи.
Так как на портале “электронного правительства” есть номера телефонов, что само по себе не является персональными данными, то SMS-шлюз “1414” автоматически отправляет сообщение нуждающемуся человеку c вопросом, нужна ли ему определенная соцпомощь, проактивная услуга.
- И мы предупреждаем граждан, что если человек отвечает “да”, то он дает согласие на обработку персональных данных. Только в этот момент на самом деле собираются персональные данные о человеке, необходимые для проверки условий для конкретной услуги, - добавляет представитель АО “НИТ”.
Вопрос доверия
А насколько активно казахстанцы будут давать согласие через SMS на обработку своих персональных данных и доверять государственной системе в целом?
Обратим внимание на результаты пилотного проекта ЦКС. Напомним, с 1 сентября прошлого года цифровая карта действовала в экспериментальном режиме, а полноценно начала работать только с 1 января 2023-го. Так вот, пилот хоть и показал себя успешно, но из 56 912 граждан, кому были отправлены SMS, согласие на оказание госуслуг через сообщение дали только 12 983 человека. То есть в четыре раза меньше!
- При проведении анализа неотвеченных SMS было выявлено, что граждане не доверяют SMS-уведомлениям и боятся мошеннических действий, при этом у них есть возможность получить услуги, обратясь в ЦОН, - прокомментировал нам начальник управления департамента цифровизации Минтруда Айдар КАСЕНОВ.
Сама министр Тамара ДУЙСЕНОВА обратила внимание на две проблемы. Во-первых, многие казахстанцы поменяли телефонные номера и до сих пор не зарегистрировали их на себя. Поэтому многие SMS-извещения от “1414” во время пилота остались без ответа. Пришлось министерству уведомлять граждан через акиматы и центры занятости.
- Вторая проблема в том, что еще 10 тысяч казахстанцев, получив SMS, не ответили на сообщение, а пошли в ЦОНы и только там дали согласие на господдержку. Я думаю, что это связано с нашим старшим поколением, которое не всегда может пользоваться такими возможностями телефонов, им комфортнее пойти в орган и встать в очередь. В этой связи, да, нужно определенное время, чтобы люди привыкли получать SMS и не боялись отвечать согласием на проактивную услугу. Мы ведь уже научились заказывать такси или другие товары и услуги по телефону, - ответила нам Тамара Дуйсенова.
Карта прямого назначения
Сегодня Казахстан один из немногих, кто реализовал такое решение. На научном языке это называется “скоринг семей”. Он есть в Казани (Татарстан), США и Китае.
В Китае скоринг семей используется для социального рейтинга граждан. Там каждого китайца анализируют по 160 тысячам различных параметров из 142 государственных и частных учреждений. И на основании цифрового досье государство поощряет или наказывает граждан. Например, люди с высоким социальным рейтингом получают скидки на счета за электроэнергию, берут вещи в аренду без залога и получают пониженный процент по кредиту в банке.
А люди с низким цифровым рейтингом не могут устроиться на нормальную работу, им не дают кредиты, не продают билеты на транспорт и даже могут отказать в аренде велосипеда, а еще их детей не берут в хорошие школы.
В Татарстане и США с помощью скоринга людям с разным статусом дают дифференцированные ставки кредитования и депозитов.
- Мы единственные, кто выбрал такое направление, как скоринг семей, для получения проактивных услуг. Мы уже ездили презентовать это решение в рамках ООН 10 странам на съезде министров, все очень заинтересовались. Мы понимаем, что это только начало, и у нас большие цели, - резюмировал Дмитрий Мун.
Спикеры заверили, что в Казахстане нет и не планируется вводить ограничения для граждан в зависимости от их цифровой карты семьи. Это, наверное, самое важное.
Вопросы-ответы
Итак, что делать казахстанцам с SMS о возможности получения услуги проактивно с номера “1414”? На него нужно ответить в течение 72 часов. Иначе запрос аннулируется.
Причем сообщение отправляется только на номер телефона, который зарегистрирован в базе мобильных граждан. Его можно добавить в личном кабинете на портале “электронного правительства” или в приложении eGov mobile.
В Минтруда напоминают, что SMS будут поступать только с короткого номера “1414”. А если сообщение пришло с другого номера, на него ни в коем случае нельзя отвечать.
- Наверное, существовали прецеденты, что кто-то мог представляться госорганом либо оператором госоргана и просить банковские данные для плохих целей, поэтому абсолютно верно, что доверять нужно только “1414”. Это sms-шлюз, который аккредитован и который подменить невозможно. Если вам приходят приглашения от “1414” получить какую-то проактивную госуслугу или дать какую-то информацию, можете спокойно доверять, - подчеркнул спикер Дмитрий Мун.
Если получатель не успел ответить на сообщение, то он может оформить госуслугу по старинке на сайте еGov или в ЦОНе. То же самое и граждане, которые имеют право на выплаты, но по каким-либо причинам не получили такого сообщения.
- Может ли система не “увидеть” человека в трудной жизненной ситуации?
- Да, такие случаи не исключены. Так как списки семей формируются на основании сведений информационных систем госорганов, неактуальные сведения в базе данных, закрытость информсистем, а также отсутствие данных о доходах части граждан, о регистрации граждан по месту жительства не позволяют в полной мере выявить категории нуждающихся в господдержке, - признал начальник управления департамента цифровизации Минтруда Айдар Касенов.
Нужно ли нести куда-то или загружать дополнительные документы после получения sms? В основном нет, на этой переписке заканчивается все оформление. Только для АСП нужно написать свой IBAN счет, потому что в ЦКС нет интеграции с банками. При этом не нужно отправлять полные данные банковской карты с указанием ее срока действия и CVV-кода с обратной стороны или пришедшие с других номеров пароли.
Кстати
Сейчас через карту семьи можно получить услуги по девяти видам пособий и соцвыплат. В этом году общий список проактивных услуг будет расширен еще 16 госуслугами в социально-трудовой сфере. С января 2024 года перечень будет расширен услугами в сферах здравоохранения и образования, а в 2025-м будут охвачены все виды господдержки.
Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана
Опрос в тему
Почему люди, которые получили SMS с предложением о помощи от государства, считают эти сообщения мошенническими?
- Им никто не разъяснил про новый формат получения помощи.
- Плохо разбираются в цифровых технологиях и предпочитают действовать по старинке.
- Не ждут ничего хорошего от государства.
- Привыкли рассчитывать только на себя.
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz
Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
К чему приведёт льготная легализация автомобилей, ввезённых как временные и не прошедших регистрацию в Казахстане?
- На дорогах станет больше автохлама......................................18%
- Наконец-то небогатые казахстанцы смогут легально стать владельцами хороших авто..........................9%
- Люди продолжат ввозить авто по той же схеме, надеясь на повторную легализацию.............................................26%
- Разовая акция не решит проблему - надо пересматривать правила регистрации и ввоза автомобилей........................47%