8956

Нагородили проблем

В Мангистау из-за приказа одного министерства 300 грузоперевозчиков остались без работы, а население - без овощей и фруктов

Нагородили проблем
На таможенном посту “Темир баба” с нового года непривычно пусто.

Когда министр индустрии и инфраструктурного развития в очередной раз пойдет в магазин, то пусть не удивляется, почему цены на овощи и фрукты взлетели до небес. А еще через неделю пусть не спрашивает, куда с прилавков подевались многие товары из Туркмении, Ирана и Турции.

С начала года грузоперевозчики, работающие на туркменском направлении, столкнулись с не­ожиданной проблемой. Отлаженный процесс перевозки грузов стал невозможен из-за приказа Министерства индустрии и инфраструктурного развития от 1 июля 2022 года №378.

Ранее грузы доставляли при помощи перецепки. То есть казах­станские перевозчики приезжали на нейтральную территорию между границей Казахстана и Туркмении, перецепляли к себе туркменские фуры с грузами и ввозили их на территорию Казахстана или везли за его пределы. Однако с 1 января перецепку грузов казахстанцам запретили. В результате 300 грузоперевозчиков, доставляющих туркменские товары через таможенный пост “Темир баба”, лишились работы.

Эту проблему они решили обсудить в региональной палате предпринимателей “Атамекен”. Здесь состоялась встреча грузоперевозчиков и представителей комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития, Союза международных автомобильных перевозчиков Казахстана (КазАТО), а также транспорт­ной прокуратуры Мангистауской области и инспекции транспорт­ного контроля.

Председатель совета по защите прав и противодействию коррупции Амиргали Жанаев инициировал круглый стол для перевозчиков.

Как рассказывают грузоперевозчики, из-за введенных требований они вынуждены арендовать по завышенным ценам туркменские прицепы, а по возвращении в Казахстан - осуществлять перецепку на отечественные. При этом водители свободно могут проезжать на машинах с турк­менскими прицепами по территории России и Беларуси при наличии разрешений.

Предприниматели отмечают, что правила должны были усилить контроль над иностранными грузоперевозчиками, но в действительности они создали проблемы отечественным перевозчикам. Дело в том, что через Туркмению возят еще грузы из Ирана и Турции. Но в связи с запретом на перецепки им придется самим заезжать на территорию Туркмении, что несет дополнительные расходы. По словам дальнобойщиков, помимо оформления визы при каждом заезде в Туркмению им необходимо заплатить 700 долларов США.

- Ранее отгрузка груза на территорию Казахстана или перевозка грузов из третьих стран с его перевалкой на территорию страны, не считающейся пунктом назначения, осуществлялась при наличии разрешения. Теперь ситуацией на все сто процентов воспользовалась туркменская сторона. Соседи в интересах своих перевозчиков усложняют требования, взимая сборы за каждый километр, несмотря на качество дорог, а также устанавливают GPS на наши автомобили. Правила перевозок оставляют нас без работы, - рассказал предприниматель Марат НАЙЗАБЕКОВ.

Данное изменение в скором времени ударит по карману обыч­ных потребителей. Уже сегодня на местные рынки прекращена доставка овощей, фруктов, сухофруктов и ряда промышленных товаров из Ирана и Турции.

Причиной введенного приказа стало письменное обращение Союза международных автомобильных перевозчиков Казахстана летом прошлого года к главе государства. В своем письме Каз­АТО обращает внимание на то, что из-за введенных Евросоюзом санкций перевозчики из Беларуси и России начали массово открывать свои компании в приграничных регионах Казахстана. В результате белорусские и российские перевозчики без препятствий завладели львиной долей грузов, которые они доставляют из Европейского союза в Казах­стан и за его пределы, а также из Китая на территорию Казахстана и далее в ЕС. Дошло до того, что начал возникать дефицит разрешительных бланков (дозволов).

Перевозчики считают, что из-за изменения правил могут потерять свой рынок навсегда.

“Мы считаем, что Казахстан не должен быть инструментом для обхода санкций, введенных против России и Беларуси. Это недобросовестная конкуренция между европейскими и казахстанскими перевозчиками. Транспортные компании, учрежденные гражданами Беларуси и России, используют Казахстан в обход санкций. А полученный доход от перевозок грузов будет уходить в Российскую Федерацию и Беларусь. Казахстан же лишится своих доходов в бюджет, а отечественные перевозчики останутся без дохода и работы”, - говорится в письме.

В КазАТО посчитали данную ситуацию нарушением нормальных бизнес-отношений между государствами, что приводит к выдавливанию с рынка местных перевозчиков и снижает доходы казахстанских перевозчиков.

В КазАТО хотели защитить отечественных перевозчиков, поддержать малый и средний бизнес, национальные и экономические интересы страны, а также обеспечить тотальное усиление транс­портного контроля за иностранными перевозчиками.

Однако с 1 января этого года вместо защиты отечественные перевозчики получили полную остановку своей деятельности.

Мангистауский регион в плане логистики грузо­перевозок географически расположен очень выгодно. Имеющиеся морские порты позволяют другим странам перевозить свои грузы по разным направлениям. Однако, по словам наших перевозчиков, Казахстан не извлекает из этого выгоды. К примеру, наши дальнобойщики считают, что для иностранных грузоперевозчиков дорогу Жанаозен - Жетыбай - Бейнеу - Атырау - Уральск необходимо давно сделать платной.

- Необходимо внести изменения в международное соглашение, заключенное между двумя странами. Например, через наш регион зарубежные дальнобойщики ездят бесплатно по качественным дорогам, пользуются дешевыми ГСМ. Мы же арендуем туркменские машины за валюту, а еще платим 30 МРП, то есть 104 тысячи тенге за проезд по Казахстану с туркменским прицепом, - жалуются предприниматели.

Они надеются, что Министерство индустрии и инфраструктурного развития услышит их и отменит изменение в правилах перевозок грузов. По словам грузоперевозчиков, сейчас многие из них, чтобы выжить и обеспечить свои семьи, вынуждены наниматься на работу в Туркмению для перевозки грузов в Россию и Беларусь. Отечественные перевозчики отмечают, что КазАТО должно было не инициировать изменения в правила, а навести порядок с регистрацией в Казахстане российских и белорусских компаний.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, Актау

Поделиться
Класснуть