2999

Деньги - в воду

Эксперт по гидрометрии, вынесший со дна на поверхность проблемы учета поливной воды в Казахстане, еще недавно занимавший пост главного метролога и заместителя директора филиала “Су-метрология” РГП “Казводхоз”, Серик АБДИЛЛАЕВ сам оказался под прицелом. Многочисленные нарушения, о которых он не раз заявлял, подтвердились, но подозреваемым признан департаментом экономических расследований (ДЭР) Шымкента сам искатель правды, впавший в немилость.

Деньги - в воду

Серик Абдиллаев, инженер-эксперт, проработал 12 лет в сфере, где он, что называется, как рыба в воде. Прошел путь от специалиста до заместителя директора и главного метролога “Су-метрологии”. За годы работы досконально изучил систему учета поливной воды в Казахстане и уверяет, что сегодня никто не сможет достоверно назвать точное количество получаемой и расходуемой влаги. Вот только его активные действия и нежелание закрывать глаза на нарушения обернулись против него самого. Сегодня ценный для водной отрасли специалист без работы и ходит на допросы в ДЭР, где в отношении него начато досудебное расследование. Уголовное преследование он рассматривает как акт устрашения и мести.

В августе прошлого года Серик Абдиллаев распоряжением гендиректора “Казводхоза” Алтая ЕЛЖАСОВА был назначен исполняющим обязанности главного инженера “Су-метрологии” - главной метрологической службы в водном хозяйстве страны, в задачи которой входит аттестация водоизмерительных постов на поливных каналах и поверка водо­измерительных приборов. Основной обязанностью главного инженера стало техническое обследование гидропостов и средств измерения водоучета на водных каналах, чем он и занялся. В итоге эксперт пришел к пониманию того, что никакого внятного учета поливной воды за годы независимости в стране так и появилось.

- Водная отрасль в критическом состоянии, и с каждым годом ситуация все хуже, - считает он. - В Казахстане до сих пор нет утвержденной методики учета воды, используем устаревшую, образца 1987 года, которая не соответствует сегодняшним требованиям. В Узбекистане, к примеру, еще в 2013-м утвердили свою национальную методику, в Кыргызстане и Таджикистане тоже. У нас же даже специалистов не хватает, которые болеют за национальные интересы, не говоря уже о воде.

Считая себя именно таким специалистом, Серик Абдиллаев начал вносить рациональные предложения руководству, искренне полагая, что его услышат. К примеру, предложил отделить “Су-метрологию” - исполнителя услуг по аттестации гидропостов от их заказчика - “Казводхоза”, чтобы исключить конфликт интересов. Ну не может проверяющая организация подчиняться той, чьи объекты она проверяет. Тем более что отлаженная годами система породила множество гидропостов, существующих только на бумаге, а в реальности это забитые илом земляные каналы, лишь увеличивающие потери воды.

По словам эксперта, 70-80 процентов гидропостов, находящихся на балансе РГП “Казводхоз”, не соответствуют техническим требованиям. Тем не менее сертификаты на них обновлялись регулярно, средства успешно осваивались, деньги за безучетную воду с крестьян собирали. И немалые: в 2021 году, к примеру, почти 40 млрд тенге.

Паспорта аттестации гидропостов - ключевые документы для получения спецразрешения Арал-Сырдарьинской бассейновой инспекции, которая в свою очередь и определяет лимит воды на каждом магистральном канале в Туркестанской и Кызылординской областях, ориентируясь на данные аттестации. Просроченные техпаспорта влекут за собой штраф и невыдачу разрешения.

Принципиальный Абдиллаев очередным планам по “экспресс-аттестации не глядя” помешал.

- В конце мая позвонил главный инженер туркестанского филиала “Казводхоза” Дархан ЫСКАК и потребовал срочно оформить техпаспорта гидропос­тов на четырех участках, - рассказывает он. - Попросил предоставить документацию на них, но мне ничего не прислали. В начале июня ушел в краткосрочный отпуск. Знал, что через 10 дней меня отзовут в связи с началом вегетационного периода. Не отозвали. Вышел сам 15 июня, готов был приступить к обязанностям, но гендиректор Елжасов этому вдруг воспротивился.

На следующий день Алтай Елжасов сам приехал в филиал “Су-метрологии”, чтобы назначить и. о. директора, пока действующий, Талгат ДУЙСЕБАЕВ, находился на больничном. Назначенцем стал начальник отдела филиала Куатжан КОЙШИБАЕВ, которому шеф непрозрачно намекнул осваиваться в новой должности надолго, одобрительно похлопав по плечу. И даже, как утверждает Абдиллаев, выписал доверенность на совершение всех действий, в том числе финансовых. Благодаря этому те самые 174 гидропоста в Туркестанской области были аттестованы меньше чем за неделю. За услугу туркестанский филиал “Казводхоза” перечислил “Су-метрологии” более 11 млн тенге. Забегая вперед, скажем, что проведенная по заявлениям Серика Абдиллаева проверка все эти факты подтвердила.

- Как я потом выяснил, большинство из 174 гидропостов в пяти районах Туркестанской области расположены на земляных каналах и уже поэтому не могли быть аттестованными, - поясняет эксперт. - Кроме того, 48 находятся на межгосударственном канале Дустлик и числятся на балансе Узбекистана. Однако “Казводхоз” заплатил за аттестацию и этих гидропостов.

После этого Алтаю Елжасову были отправлены две служебные записки. Одна из них, от Абдиллаева, касалась нарушений в выдаче техпаспортов, другая, от Койшибаева, с жалобой на несговорчивого главного метролога, которого обвинили в вымогательстве денег с сотрудников. Нетрудно догадаться, какой записке дали в итоге ход. И пока опальный эксперт пытался достучаться до Министерства экологии, против него самого началась проверка.

- Нескольким сотрудникам я дал в долг разные суммы по их просьбе, - поясняет он. - Возврат денег совпал с периодом их командировок. Давал в долг я наличными, возвращали мне банковским переводом. А потом заявили, что я, дескать, требовал с них часть их командировочных сумм. На основании этого обвинения мне предложили уйти по собственному желанию. Я отказался. Жалоба сотрудников сначала месяц пролежала в антикоре, а теперь стала основой для уголовного дела в ДЭР, где меня признали подозреваемым.

Несмотря на распоряжение руководства “Казводхоза” не допускать Абдиллаева на объекты, он все же проверил все 174 гидропоста, собрал доказательную базу и решил представить ее в Минэкологии. Написал тогдашнему министру Сериккали БРЕКЕШЕВУ и добился приглашения на прием. Выложил все факты, чем немало удивил главу ведомства. Тут нужно учесть бодрые рапорты его предшественника Магзума МИРЗАГАЛИЕВА об активно внед­ряемых цифровизации водохозяйственной инфраструктуры и автоматизации водоучета, которые в столице принимали за чис­тую монету. Брекешев тут же дал задание руководителю аппарата срочно создать комиссию по проверке указанных фактов.

Приезда комиссии на юг страны Серик Абдиллаев ждал 20 дней, напоминая о поручении министру. 18 августа проверяющие наконец приехали. В состав комиссии были включены и напрямую заинтересованные лица из комитета водного хозяйства. Осмотрели лишь часть объектов.

Из-за сжатых сроков командировки члены комиссии уехали обратно, обещая вернуться и продолжить. Не случилось. Впрочем, и тех фактов, что выявили, хватило бы на несколько уголовных дел.

К примеру, как ликвидировали последствия ЧС в трех районах области, случившейся в марте прошлого года. Туркестанский филиал “Казводхоза” на эти цели выделил более 62,5 млн тенге. Тендер на выполнение работ по установке опор линий электро­передачи и прочего выиграло ТОО “Диас Курылыс ЮКО”, директор которого - бывший одноклассник главы филиала Мерлана КЕРИМЖАНОВА. Как выяснила комиссия, для восстановления использовали старые опорные столбы, траверсы, электропровода, а основная работа была выполнена работниками туркестанского филиала “Казводхоза”.

Или вот реконструкция канала К-26 с гидротехническими со­оружениями с внедрением автоматизации водоучета и водорас­пределения на сумму более 883 млн тенге, начатая в 2014 году. Подрядчик - ТОО “МадЕст” - должен был завершить работы до конца 2016-го. Однако реконструкция канала до сих пор не закончена. Кроме того, подрядчик нарушил СНиПы. Следом члены комиссии осмотрели 48 гидропостов в четырех районах области, в том числе шесть - на межгосударственном канале. Выяснили, что 20 не соответствуют техническим требованиям, на 28 каналах гидропостов нет вообще, значит, нет и учета. На насосных станциях воду качают частные мотопомпы.

Ну и на десерт реальная картина автоматизации на канале К-19 в Мактааральском районе: нерабочие пульты управления и уровнемеры на гидропостах, разобранный трансформатор, значительное расхождение показаний, отсутствие сервисного обслуживания и многое другое.

В конце ноября Абдиллаев, к тому времени закидавший письмами вышестоящие инстанции, снова прорвался на прием к министру, прибывшему на юг Казахстана с визитом. Сообщил о творящемся беспределе и преследовании. Брекешев подчиненных в его присутствии пожурил, дал обещание разобраться в ближайшие дни. Однако итогом стало увольнение Серика Абдиллаева.

В РГП “Казводхоз”, отвечая на редакционный запрос, перечис­лили сразу несколько оснований для этого решения. Это и его отсутствие на рабочем месте в день, когда он ездил к министру, и коллективная жалоба от сотрудников, которым не нравится в том числе морально-психологический климат, которому якобы вредит Абдиллаев, и постановление следственного суда об отстранении его от занимаемой должности. Более того, его обвинили в умышленном подрыве репутации госпредприятия.

Увольнение, как и обвинение его в коррупции, Серик Абдиллаев намерен обжаловать в суде. Наде­ется он и на возможность встречи с новым министром экологии Зульфией СУЛЕЙМЕНОВОЙ.

Алиса МАСАЛЁВА, фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть